риемы создания проблемной ситуации
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
3. Шаг 1: выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»; Шаг 2: предъявить научный факт сообщением, расчетом,
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениямисоздается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбор
Алгоритм
Предъявление первого факта
Предъявление второго факта
Побуждение осознанию
Побуждение проблеме
Вопрос
Алгоритм
Предъявление противоречивых мнений
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Вопрос
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учениковкласса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Алгоритм
Практическое задание на новый материал
Проверка задания
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Переформулирование
Переформулирование
Тема
Алгоритм
Вопрос на новый материал
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Тема
Алгоритм
Задание на новый материал
Проверка задания
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Тема
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Шаг 1: учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»; Шаг 2: сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Алгоритм
Вопрос «на ошибку»
Предъявление научного факта сообщением (наглядностью)
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
Вопрос
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Алгоритм
Задание на известный материал
Задание на новый материал
Побуждение к осознанию проблемы
Побуждение к проблеме
Тема
Список используемых источников и литературы
1. Ильницкая И.А. Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности учителя и учащихся. Спецсеминар: Программа, вопросы и задания для самостоятельной работы. – Омск: ООИПКРО, 1999. – 23 с.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1993. – 76 с.
3. Ильницкая И.А., Остапенко Л.В. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – С.82-85; 2007. – №1. – С. 19-23; 2007. – №3. – С. 15-21.
4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
5. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2002. – 168с.
6. Мельникова E.JI. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. - М., 2004. С. 75-90.
7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализаций. Выпуск 3. - М.: Баласс, 1999. С. 85-93;
8. Интернет – источник: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html
9. Интернет –источник: http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/problemnaya-situatsiya-osnovnoe-zveno-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-matematiki-v