В ходе работы над реализацией проекта «Проблемная ситуация как способ развития исследовательских умений обучающихся в поликультурном пространстве» была изучена и проанализирована педагогическая, методическая и научная литература по вопросу создания на уроке проблемной ситуации. Результаты проделанной работы классифицированы в следующей таблице:
Приёмы создания проблемной ситуации (пс)
«Классические» |
«Сокращенные» |
«Мотивирующие» |
1. Проблемная ситуация «с удивлением» |
1. Побуждающий диалог
|
1. Тема урока – «яркое пятно» |
2. Проблемная ситуация «с затруднением» |
2. Подводящий диалог к пс
|
2. Демонстрация непонятных явлений |
|
|
3. Сообщение темы – приём «актуализация» |
Далее, в процессе работы были составлены алгоритмы создания проблемной ситуации в зависимости от её типа.
1. Проблемная ситуация «с удивлением»
1) Ознакомить учащихся с заданием, инструкцией к выполнению.
2) Выполнить с учащимися полученное задание на основе имеющихся у них знаний.
3) Обратить внимание учащихся на недостаточность знаний для успешного выполнения задания, на основе полученного противоречия, вызвавшего удивление.
4) Формулировка проблемы, темы, цели.
2. Проблемная ситуация «с затруднением»
1) Предложить выполнить задания по пройденной теме.
2) Последнее задание содержит новое, ранее не известное
знание, вызывающее затруднение.
3) Формулировка проблемы, темы, цели.
3. Побуждающий диалог.
1) Не сообщая темы урока, предложить учащимся выполнить задание по данной теме.
2) Определить, почему невозможно выполнить задание, каких знаний не хватает.
3) Формулировка проблемы, темы, цели.
4. Подводящий диалог к проблемной ситуации
1) Вспомнить изученную на прошлом уроке тему.
2) Предложить задание, в котором необходимо классифицировать по правилу: «знаю – не знаю».
3) Для знакомой группы понятий выполнить задание.
4) Для оставшихся понятий определить общность, попробовать выполнить то же задание, помочь учащимся понять, почему не получается.
5) Формулировка проблемы, темы, цели.
5. Тема урока – «яркое пятно»
1) Подготовить необычный предмет, казалось бы, не относящийся к уроку, рассказ, сказку, эмоциональную историю; пригласить гостя и т.д.
2) Помочь учащимся догадаться, почему такое начало урока.
3) Формулировка проблемы, темы, цели.
6. Демонстрация непонятных явлений.
1) Провести опыт, эксперимент.
2) Предложить ответить учащимся на вопрос: «Почему так происходит?», обнаружить нехватку знаний.
3) Формулировка проблемы, темы, цели.
7. Сообщение темы – приём «актуализация».
1) На короткое, ограниченное время показать несколько вариантов уже выполненного задания и определить, в каком случае это задание выполнено верно.
2) Разобрать все варианты и установить, почему не удалось сразу определить правильный. Помочь понять учащимся, что необходим новый алгоритм, правило.
3) Формулировка проблемы, темы, цели.