МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
Программа воспитания и социализации обучающихся
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Радуга проектов
Срок реализации программы 5 лет.
С сентября 2012 года по май 2016 года.
Елово
Содержание программы:
№ |
|
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
2 |
1.1 |
Аксеологическая модель воспитания и социализации учащихся. |
3 |
1.2.
|
Основные идеи программы воспитания и социализации обучающихся |
3 |
1.2. |
Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся |
5 |
2 |
Цель и задачи Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования |
7 |
2.1 |
Задачи Программы воспитания и социализации ООО по годам обучения |
9 |
3 |
Основные направления Программы воспитания и социализации ООО |
14 |
3.1. |
Социальное направление - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
14 |
3.2. |
Общеинтеллектуальное направление-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
19 |
3.3. |
Спортивно-оздоровительное направление -Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к природе, окружающей среде. |
23 |
3.4. |
Общекультурное направление- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
28 |
4. |
Социальные партнёры |
32 |
5 |
Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся ООО. |
33 |
6 |
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности учащихся 5-х классов. |
36 |
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федералными государственными стандартами нового поколения, Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания личности, Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» », другими нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она включает в себя внеклассную и внешкольную деятельность. Проектными линиями программы обозначены социальная, спортивно-оздоровительная, общеинтеллектуальная и общекультурная, объединенных духовно-нравственным направлением. Особенность реализации программы заключается в том, что она базируется на традициях, которые имеются в школе. Отличительными чертами программы является то, что деятельность учащихся осуществляется в клубах через проекты. А также интеграция межпредметная (совместная работа учителей-предметников) и учебная с неучебной.
После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.
Аксеологическая модель
воспитания и социализации учащихся.
Духовно-нравственное развитие и социализация учащихся |
|||
ЗДОРОВЬЕ Спортивно-оздоровительное направление |
ИНТЕЛЛЕКТ Общеинтеллек туальное направление |
ОТЕЧЕСТВО Социальное направление |
КРАСОТА Общекультурное направление |
Программы внеурочной деятельности |
|||
«Юный турист» |
«Школа юных волшебников» Школьный конкурс краеведческих работ Школьный конкурс научно-исследовательских работ»
|
«Я- взрослый» «Мои права» «Школа общения пятиклассников»
|
«Семь нот» «Пальчики оближешь» «Юные таланты» «Сам Себе Режиссёр» |
Подведение итогов внеурочной деятельности |
|||
Спортивный клуб «Пятиклашка» |
Интеллектуальный клуб «Юные исследователи» |
Школьный проект «Шаг в будущее» |
Школьный проект «Ярмарка «Город мастеров» |
Ценности |
|||
Жизнь во всех её проявлениях Экологическая грамотность Физическое, психическое, социально- духовное здоровье ЗОЖ |
Научное знание, Стремление к самообразованию Интеллектуальное развитие личности Уважение к труду и людям труда Целеустрем-лённость и настойчивость, Выбор профессии |
Любовь к России Гражданское Общество Поликультурный мир Демократическое государство, закон и правопорядок Социальная компетентность, Служение Отечеству
|
Красота Гармония духовный мир Самовыражение личности в творчестве и искусстве Эстетическое развитие
|
Корневые ценности |
|||
Ø формирование познавательного интереса к различным областям знаний; Ø формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие.); Ø переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые; Ø формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения; формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению. |
|||
Основные идеи |
|||
Саморазвитие Сотрудничество Толерантность |
Основные идеи Программы воспитания и социализации обучающихся
Основными идеями программы являются:
1.Идея саморазвития:
Øразвитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
Øразвитие личности учащихся;
Øразвитие педагогической системы школы в целом.
2. Идея сотрудничества:
Øпартнерские отношения субъектов воспитательной системы;
Øсовместная деятельность детей и взрослых;
Øобогащение и совершенствование межличностных отношений учащихся 5-х классов с целью приобретения ими жизненного опыта общения в социуме
4. Идея толерантности:
Øразвитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
Øразвитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию;
Øобучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование модели выпускника, которая сформулирована в Институциональной модели школы : духовно и физически здоровый, стремящийся к ЗОЖ; владеющий набором ключевых компетенций, правильно и гармонично выстраивающий отношения с окружающим миром, способный отстаивать гражданскую позицию, имеющий представление о мире профессий и определившийся в профессиональных склонностях.
Основные направления Программы воспитания и социализации обучающихся.
Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся тесным образом перекликаются с Институциональной моделью гражданского образования, с Программой развития школы «Социальное партнёрство», с воспитательной системой школы «Вместе мы сила». Направления программы сформированы исходя из запросов родителей, интересов детей, возможности педагогического коллектива и предложений социальных партнёров школы.
1. Спортивно- оздровительное направление «Здоровье»
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; здоровый и безопасный образ жизни.
2. Общеинтеллектуальное направление «Интеллект»
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования,
интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
3. Социальное направление «Отечество»
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское
общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, демократическое государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
4. Общекультурное направление «Красота»
Ценности: красота, гармония духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
А также корневые ценности для всех направлений
Øформирование познавательного интереса к различным областям знаний;
Øформирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие.);
Øпереориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;
Øформирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;
Øформирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.
Качества личности, нуждающиеся в развитии пятиклассников:
• Познавательный потенциал:
- любознательность;
- изобретательство;
- инициатива;
- пытливость ума;
- желание творчества;
- стремление к прекрасному.
• Нравственный потенциал:
- прилежание;
- упорство и аккуратность;
- искренность и правдивость;
- внимательность;
- наблюдательность;
- готовность помочь;
- сопереживание;
- доброта;
- великодушие;
- желание разделить боль и радость другого человека;
- чуткость;
- почтительное уважение к старшим;
- любовь к родителям.
• Физический потенциал:
- интерес к подвижным играм;
- интерес к занятиям спортом;
-желание стать сильным, ловким;
- мотивация занятий спортом;
- стремление к спортивным достижениям;
- трудолюбие в спортивных занятиях;
- поиск своего спортивного кумира.
Цель и задачи Программы воспитания
и социализации обучающихся на ступени ООО
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие– осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
§ любящий свой край и свою Родину;
§ уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
§ соблюдающий нормы и правила общения;
§ проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
§ умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
§ любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
§ умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
§ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
§ честный и справедливый;
§ творящий и оберегающий красоту мира;
§ доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
§ выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания.
Цель программы: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.