Особенности преподавания и оценивания учебного предмета русский язык в контексте требований ФГОС ООО (примеры предметных заданий по русскому языку)
Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. На нынешнем этапе задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в ФГОС второго поколения.
Сегодня эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями, так и творческими способностями.
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет «Русский язык» в парадигме образования - один из фундаментальных предметов в школе. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны.
. Выбор конкретных методик и методов определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.
В своей работе, хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий, которые успешно применяю на уроках. Данные задания и приёмы позволят учителю сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей.
Классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака.
Классификация придаёт мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок.
Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение.
С точки зрения логики, классификация-это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы
Задание: Упражнение 450. Заполните таблицу «Гласные и согласны в корне слова» 4-5 словами, обозначая условие выбора написаний.
В какие графы вы добавите следующие примеры: оцепенеть, цикорий, чехол, вокзал, уложить, челка, шов, удается, громоздкий, выросли
Гласные после шипящих и ц |
Чередующиеся гласные в корне |
Проверяемые гласные и согласные в корне |
Непроверяемые гласные и согласные в корне |
Шепот шов(искл) |
Растение сложение |
Лес-леса Мороз-морозный |
Футбол теннис |
Задание: Упражнение 255. Расскажите, на какие группы делятся звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каждую группу слов. С каким наименование вы не встречались ранее?
Звуки речи
Гласные
Ударные безударные
Согласные
Сонорные звонкие глухие |твердые мягкие
Задание: Заполните таблицу. «Чередующиеся гласные в корне». Сделайте вывод.
Корни, в которых правописание гласных зависит от ударения |
Корни, в которых правописание гласных зависит от следующего за корнем суффикса |
Корни, в которых правописание гласных зависит от характера последних согласных корня |
Корни, в которых правописание гласных зависит от смысла слова |
Загар, поклон притворить, заря, зорька |
Вытирать, сочетание, касаться, зажигать, расстелить |
Предлагать, положить, растет, прикасаться, поплавок |
Макать, вымок, уравнять в правах, ровнять грядку, разредить морковь, вымочить |
Вывод: Гласные в корнях с чередованием зависят от ударения, от смысла слова, от суффикса, от конечной согласной корня. |
Задание: Упражнение 717. Озаглавьте таблицу. Запишите в каждую графу названия понятий науки о языке, используя материал для справок.
Для справок: словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, части речи, ударение, падеж, гласный, антоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.
Разделы науки о языке
Фонетика |
Лексика |
Словообразо вание |
Морфология |
Синтаксис |
Звук |
слово |
Основа |
Части речи |
Словосочетание |
Задание: Упражнение 440(7 класс). Озаглавьте таблицу. Расскажите об общем смысловом значении самостоятельных частей речи.
Части речи в русском языке
Самостоятельные |
Служебные |
междометия |
||
Изменяемые |
Неизменяемые |
|||
склоняемые |
спрягаемые |
|||
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Причастие Местоимение |
глагол |
Наречие деепричастие |
Союзы, предлоги, частицы |
Междометия |
На какие две группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи?
Какие постоянные признаки самостоятельных частей речи вы знаете?
Какие непостоянные признаки самостоятельных частей речи вы знаете ?
Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.
Сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию
Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нем варьируемого параметра одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.
5 класс учебник Т.А.Ладыженской и др.
Задание: Упражнение № 746 . Прочитайте на форзацах учебника названия видов орфограмм № 1, 2, 3, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 25 Запишите в таблицу по два-три слова с каждой из этих орфограмм
Приставка |
Окончание |
Корень |
Дочитать, разбудить… |
Врачом, борется… |
Врачом, борется… |
Задание: Упражнение 255. Расскажите, на какие группы делятся звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каждую группу слов. С каким наименование вы не встречались ранее
Гласные |
Согласные |
||||
Ударные |
Безударные |
Звонкие |
Глухие |
||
|
Твердые |
Мягкие |
Твердые |
Мягкие |
|
Лось |
Река |
Стал |
Сталь |
Брат |
Брать |
Задание :Упражнение 257. Составьте таблицу «Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по четыре – пять односложных слова. Заключите гласные звуки в квадратные скобки
[а] |
[о] |
[и] |
[ы] |
[э] |
[у] |
в[а]л |
в[о]л |
т[и] |
с[ы] |
т[э]т |
ст[у]л |
Задание: Упражнение 398 Расположите слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами в прядке уменьшения. Выделите суффиксы.
Шаг, шажочек, шажок ( шаг, шажок, шажочек)
Лес, лесочек, лесок ( лес, лесок, лесочек)
Задание: Упражнение 380. Какими словами нужно дополнить данные списки однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень? Спишите, обозначая корень
Грязный, грязненький, грязноватый, загрязнить, грязнуля грязь;
Темный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение темень.
в словах второй группы общее лексическое значение темень, т.е темнота, тьма
Вывод :в словах первой группы общее лексическое значение грязь, т.е размякшая от воды земля, почва; слякоть
Задание: Упражнение 312. Распредели слова на 4 колонки. Выберите для каждой колонки один из следующих заголовков:
«Произноси [ шн ]и [шт] |
Правильно ставь ударение |
Произноси перед е мягкий согласный |
В этих словах перед е произноси твердый согласный |
Конечно |
Досуг |
Рельс |
Музей |
Фанера, рельс, конечно, скворечница, прачечная, что, чтобы, деталь, тема, кашне, модель, ателье, шоссе, фонетика, музей, академия, алфавит, документ, досуг, километр, магазин, предмет
|
Задание: В каждой строке исключите лишнее.(Найдите лишнее слово и признак, который объединяет оставшиеся слова).
1.Приставка, предлог, суффикс, окончания, предложение
(приставка, суффикс, окончание- части слова(морфемы)изучаются в морфемике, предлог-часть речи, изучается в морфологии, предложение- в синтаксисе)
2. Очерк, рассказ, повесть, сюжет
Градация – это расположение слов по нарастанию или убыванию их значения.
Задание: Упражнение 351. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов, расположив их по нарастанию.
Бежать, лететь, мчаться;
Беспокойный, тревожный
Бросать, кидать, швырять;
Большой, огромный, громадный.
Одним из самых важных умений является умение сравнивать.
Сравнение-это логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объекта. Выделяют следующие условия сравнения:
После того как дети научатся выделять признаки предметов, можно переходить к формированию логической операции сериации и группировки. Программа по формированию этих операций и была нами разработана.
Сравнение - установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Сравнить пары понятий, значит найти общие признаки и различия.
Тема «Лексика» 5 класс
Задание: Подбери антонимы.
Я антоним в слову ЗНОЙ.
Я в реке, в тени густой,
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня (ПРОХЛОДА).
Я антоним к слову СМЕХ.
Хоть смеяться и не грех,
Я бываю поневоле
От несчастий, неудач.
Догадались? Это (ПЛАЧ).
Задание: продолжите предложение, вставив вместо многоточия какие-нибудь оригинальные сравнения
Поверхность озера сверкала под ослепительными лучами солнц, как стекло.
Белая лодка неслась по морской глади, как метеорит.
Задание :Подбери к каждому из слов антоним
Работа Влажный
Первый Зной
Грубый Ласковый
Грусть Близко
День Начало
Задание:Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
Грусть – тоска Ложь – вымысел
Мрак – темнота Жара – холод
Близко – рядом Работать – трудиться
Задание: подбери к каждому из выражений в первой колонке противоположные по значению из второй колонки.
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Светло, хоть иголки собирай Заварить кашу В час по чайной ложке Коломенская верста Чуть свет Повесить нос Жит душа в душу Сидеть сложа руки |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Воспрянуть духом Не зги не видно Одним махом Как кошка с собакой Не покладая рук Расхлебывать кашу От горшка два вершка На ночь глядя |
Ответы.1-2, 2-6, 3-3, 4-7, 5-8, 6-1, 7-4, 8-5.
Задание: Учебник Русский язык 7 М.Т. Баранов , Т.А. Тростенцова
Сравнить две самостоятельные части речи: прилагательное и причастие. Результаты оформить в виде таблицы
Признаки сравнения |
прилагательное |
причастие |
Грамматическое значение |
Признак предмета |
Признак предмета по действию |
Вопрос |
какой? |
какой? |
Морфологические признаки |
Разряд (кач., относ., притяж.) Род, число, падеж Согласуются с существительными |
Действительные и страдательные, вид, наст. и прош. время Род, число, падеж Согласуются с существительными |
Синтаксическая роль |
Определение или сказуемое |
Определение или сказуемое |
Вывод: Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, изменяются по родам, числам и падежам, относятся к существительному, выполняют одинаковую синтаксическую роль Но причастия имеют признаки глагола (совершенный и несовершенный вид, наст. и прош. время) и обозначают признак по действию. |
Синтез-создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов
Тема «Морфемика» 5 класс
Задание: Составить слово
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем.,
Вся же – в дневнике я и в журнале
(оценка)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень;
Суффикс –в СОБРАНИИ встретится вскоре;
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете;
В цело- по мне на уроки пойдете
(расписание)
Задание: Составить слово, взяв, из указанных слов значимые части .
ПРОЕХАТЬ(приставку),ДАТЬ(корень), ДВИГАЮТ( окончание), СОЗДАЮТСЯ( суффикс). К полученному слову подобрать однокоренные слова разных частей речи. (ПРОДАЖА, ПРОДАВЕЦ, ПРОДАВАТЬ, ПРОДАННЫЙ, ПРОДАНО)
Задание:
От полученного слова (увидишь.) образовать формы различных наклонений. (УВИДЕЛ БЫ, УВИДЬ),
Задание: Составте слово”. Упражнение используется на любом этапе урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации.
У слова НАЕЗДНИК возьмем приставку,
У слова САДОВНИК-корень,
у слова ПЕЧАЛИТЬ –суффикс,
У слова ПОДВАЛ- суффикс,
У слова МЫШИ- окончание. НАСАДИЛИ.
Каким способом образовано данное слово?
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Если логические универсальные действия уже сформированы у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Логи