Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Методические материалы по теме формирование и развитие познавательных УУД на уроках русского языка

Автор: Лукина Светлана Юрьевна

 

Особенности преподавания и оценивания  учебного предмета русский язык в контексте требований ФГОС ООО (примеры предметных заданий по русскому языку)

      Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. На нынешнем этапе  задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в ФГОС  второго поколения.

      Сегодня эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями, так и творческими способностями.

      Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет «Русский язык» в парадигме образования - один из фундаментальных предметов в  школе. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны.

   . Выбор конкретных методик и методов определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

    В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

    В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

     В своей работе, хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий, которые успешно применяю на  уроках. Данные задания и приёмы позволят учителю сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей.

     Классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

     Классификация придаёт  мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок.

     Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение.

    С точки зрения логики, классификация-это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы

Задание: Упражнение 450.  Заполните таблицу «Гласные и согласны в корне слова» 4-5 словами, обозначая условие выбора написаний.

В какие графы вы добавите следующие примеры: оцепенеть, цикорий, чехол, вокзал, уложить, челка, шов, удается, громоздкий, выросли

Гласные после шипящих и ц

Чередующиеся гласные в корне

Проверяемые гласные и согласные в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне

Шепот шов(искл)

Растение

сложение

Лес-леса

Мороз-морозный

Футбол

теннис

Задание: Упражнение 255. Расскажите,  на какие группы делятся  звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каждую группу слов.  С каким наименование вы не встречались ранее?

Звуки речи

Гласные

Ударные      безударные

Согласные

Сонорные   звонкие   глухие |твердые   мягкие

Задание: Заполните таблицу. «Чередующиеся гласные в корне». Сделайте вывод.

Корни, в которых правописание гласных зависит от ударения

Корни, в которых правописание гласных  зависит от следующего за корнем суффикса

Корни, в которых  правописание гласных зависит от характера последних согласных корня

Корни, в которых правописание гласных  зависит от смысла слова

Загар, поклон притворить, заря, зорька

Вытирать, сочетание, касаться, зажигать, расстелить

Предлагать, положить, растет, прикасаться, поплавок

Макать, вымок, уравнять в правах, ровнять грядку, разредить морковь, вымочить

Вывод: Гласные в корнях с чередованием зависят от ударения, от смысла слова, от суффикса, от конечной согласной корня.

Задание: Упражнение 717. Озаглавьте таблицу. Запишите в каждую графу названия понятий науки о языке, используя материал для справок.

Для справок: словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, части речи, ударение, падеж, гласный, антоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.

Разделы науки о языке

Фонетика 

Лексика

Словообразо

вание

Морфология

Синтаксис

Звук

слово

Основа

Части речи

Словосочетание

Задание: Упражнение 440(7 класс). Озаглавьте таблицу. Расскажите об общем смысловом значении самостоятельных частей речи.

Части речи в русском языке

Самостоятельные

Служебные

междометия

Изменяемые

Неизменяемые

склоняемые

спрягаемые

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

 Причастие  Местоимение

глагол

Наречие деепричастие

Союзы, предлоги, частицы

Междометия

   На какие две группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи?

Какие постоянные признаки самостоятельных частей речи вы знаете?
Какие непостоянные признаки самостоятельных частей речи вы знаете ?

Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.

 

Сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию

Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нем варьируемого параметра одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.

5 класс учебник Т.А.Ладыженской и др.

Задание: Упражнение № 746 . Прочитайте на форзацах учебника названия видов орфограмм № 1, 2, 3, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 25 Запишите в таблицу по два-три слова с каждой из этих орфограмм

Приставка

Окончание

Корень

Дочитать, разбудить…

Врачом, борется…

Врачом, борется…

Задание: Упражнение 255. Расскажите,  на какие группы делятся  звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каждую группу слов.  С каким наименование вы не встречались ранее

Гласные

Согласные

Ударные

Безударные

Звонкие

Глухие

 

Твердые

Мягкие

Твердые

Мягкие

Лось

Река

Стал

Сталь

Брат

Брать

Задание :Упражнение 257. Составьте таблицу «Гласные звуки».   К каждому звуку подберите и запишите по четыре – пять  односложных слова. Заключите гласные звуки в квадратные скобки

[а]

[о]

[и]

[ы]

[э]

[у]

в[а]л

в[о]л

т[и]

с[ы]

т[э]т

ст[у]л

Задание: Упражнение 398 Расположите слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами в прядке уменьшения. Выделите суффиксы.

 Шаг, шажочек, шажок ( шаг, шажок, шажочек)

Лес, лесочек, лесок ( лес, лесок, лесочек)

Задание: Упражнение 380. Какими словами нужно дополнить данные списки однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень? Спишите,  обозначая  корень

Грязный, грязненький, грязноватый, загрязнить, грязнуля   грязь;

Темный,  темнота, темноватый, потемнеть, затемнение   темень.

в словах второй группы общее лексическое значение темень, т.е темнота, тьма

Вывод :в словах первой группы общее лексическое значение  грязь, т.е размякшая от воды земля, почва; слякоть

Задание: Упражнение 312. Распредели слова на 4 колонки. Выберите для каждой колонки один из следующих заголовков:

«Произноси

[ шн ]и [шт]

Правильно ставь ударение

Произноси перед е мягкий согласный

В этих словах перед е произноси твердый согласный

Конечно

Досуг

Рельс

Музей

Фанера, рельс, конечно, скворечница, прачечная, что, чтобы, деталь, тема, кашне, модель, ателье, шоссе, фонетика, музей, академия, алфавит, документ, досуг, километр, магазин, предмет

 

Задание: В каждой строке исключите лишнее.(Найдите лишнее слово и признак, который объединяет оставшиеся слова).

1.Приставка, предлог, суффикс, окончания, предложение

(приставка, суффикс, окончание- части слова(морфемы)изучаются в морфемике,  предлог-часть речи, изучается в морфологии,  предложение- в синтаксисе)

 2. Очерк, рассказ, повесть, сюжет

Градация – это расположение слов по нарастанию или убыванию их значения.

Задание: Упражнение 351. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов, расположив их по нарастанию.

Бежать, лететь, мчаться;

Беспокойный, тревожный

Бросать, кидать, швырять;

Большой, огромный, громадный.

Одним из самых важных умений является умение сравнивать.

 Сравнение-это логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объекта. Выделяют следующие условия сравнения:

  1. Сравнение имеет смысл только при сопоставлении однородных предметов и явлений.
  2. Сравнение производится по существенным признакам.

 После того как дети научатся выделять признаки предметов, можно переходить к формированию логической операции сериации и группировки. Программа по формированию этих операций и была нами разработана.

     Сравнение - установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. Сравнить пары понятий, значит найти общие признаки и различия.

 Тема «Лексика» 5 класс

Задание: Подбери антонимы.

Я антоним в слову ЗНОЙ.

Я в реке, в тени густой,

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня (ПРОХЛОДА).

Я антоним к слову СМЕХ.

Хоть смеяться и не грех,

Я бываю поневоле

От несчастий, неудач.

Догадались? Это (ПЛАЧ).

Задание: продолжите предложение, вставив вместо многоточия какие-нибудь оригинальные сравнения

Поверхность озера сверкала под ослепительными лучами солнц, как стекло.

Белая лодка неслась по морской глади, как метеорит.

Задание   :Подбери к каждому из слов антоним

 Работа                           Влажный

Первый                          Зной

Грубый                             Ласковый

Грусть                               Близко

День                                  Начало

 Задание:Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

Грусть – тоска   Ложь – вымысел

Мрак – темнота Жара – холод

Близко – рядом Работать – трудиться

Задание: подбери к каждому из выражений в первой колонке противоположные по значению из второй колонки.

1

2

3

4

5

6

7

8

Светло, хоть иголки собирай

Заварить кашу

В час по чайной ложке

Коломенская верста

Чуть свет

Повесить нос

Жит душа в душу

Сидеть сложа руки

1

2

3

4

5

6

7

8

Воспрянуть духом

Не зги не видно

Одним махом

Как кошка с собакой

Не покладая рук

Расхлебывать кашу

От горшка два вершка

На ночь глядя

Ответы.1-2,  2-6,  3-3,   4-7,  5-8,  6-1, 7-4,  8-5. 

Задание: Учебник Русский язык 7 М.Т. Баранов , Т.А. Тростенцова

Сравнить две самостоятельные части речи: прилагательное и причастие. Результаты оформить в виде таблицы

Признаки сравнения

прилагательное

причастие

Грамматическое значение

Признак предмета

Признак предмета по действию

Вопрос

какой?

какой?

Морфологические признаки

Разряд (кач., относ., притяж.)

Род, число, падеж

Согласуются с существительными

Действительные и страдательные, вид,

наст. и прош. время

Род, число, падеж

Согласуются с существительными

Синтаксическая роль

Определение или сказуемое

Определение или сказуемое

Вывод: Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, изменяются

по родам, числам и падежам, относятся к существительному, выполняют одинаковую

синтаксическую роль

Но причастия имеют признаки глагола (совершенный и несовершенный вид, наст. и

прош. время) и обозначают признак по действию.

Синтез-создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов

Тема «Морфемика» 5 класс

 Задание: Составить слово 

Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем.,

Вся же – в дневнике я и в журнале

(оценка)

 В СПИСКЕ  вы мой обнаружите корень;

Суффикс –в СОБРАНИИ встретится вскоре;

 В слове РАССКАЗ  вы приставку найдете;

В цело- по  мне на уроки пойдете

(расписание)

 Задание: Составить слово, взяв, из указанных слов значимые части .

ПРОЕХАТЬ(приставку),ДАТЬ(корень), ДВИГАЮТ( окончание), СОЗДАЮТСЯ( суффикс). К полученному слову подобрать однокоренные слова разных частей речи.   (ПРОДАЖА, ПРОДАВЕЦ, ПРОДАВАТЬ, ПРОДАННЫЙ, ПРОДАНО)

 Задание:

  1. Выписать из предложения подлежащее:  С обрыва открывался чудесный вид.
  2. К полученному слову добавить безударную гласную конря сказуемого : Зимой светает поздно.
  3. Дописать окончание глагола петь.
  4. Взять приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.

От полученного слова (увидишь.) образовать формы различных наклонений. (УВИДЕЛ БЫ, УВИДЬ),

Задание: Составте слово”. Упражнение используется на любом этапе  урока  с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации.

 У слова НАЕЗДНИК возьмем приставку,

У слова САДОВНИК-корень,

 у слова ПЕЧАЛИТЬ –суффикс,

У слова ПОДВАЛ- суффикс,

У слова МЫШИ- окончание.       НАСАДИЛИ.

Каким способом образовано данное слово?

        Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

     Если логические универсальные действия уже сформированы  у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности  обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала.       Логи

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 12 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика