Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Методические материалы к урокам биологии по теме Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей

Автор: Лукина Валентина Валентиновна

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91»

п. Комарихинский

 

 

 

 

 

 

 

УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии

 

 

 

 

 

 

 

Учитель биологии и химии,

Лукина Валентина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

2014год

УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии

 

Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия :

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.    

          Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий:

анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

img1

 

 

 

Познавательные УУД
5–6-й классы
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Логические действия включают:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий.

Задание 1  Дополните предложения и укажите причину и следствие.

Если дует ветер, то на море…

Когда вода кипит, то над её поверхностью…

Если на небе сгущаются тучи, значит

Задание 2   Найдите пару понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях:

Солнце, испарение воды, горы, день;

Ветер, лужа, день, север, явления;

Образование льда, север, мороз, погода, снег;

Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

Задание 3  Назови следствия следующих явлений:

Гололёд

Кипение воды

Испарение воды

Солнце

Задание 4  Из предложенных вариантов выберите по аналогии нужное слово

Картофель – Паслёновые, свекла-……..

1)Крестоцветные  2)Злаковые   3)Лилейные  4)Маревые

Задание 5   Установите последовательность переноса веществ от одного трофического уровня к другому в экосистеме смешанного леса.

А) бактерии

Б) растения

В) волки, рыси, лисы

Г) лоси, зайцы

Б

Г

В

А

Задание 6  Установите соответствие.

Характерные особенности растения

А) стебель ветвится

Б) стебель не ветвится

В) имеет ризоиды

Г) имеет живые и мертвые клетки

Д) образует торф

Название растения

1)кукушкин лён

2)сфагнум

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

    Задание 7   Установите правильную последовательность систематических    групп растений начиная с наименьшей.

А)семейство Злаки

Б)род Мятлик

В)класс Однодольные

Г)отдел Покрытосеменные

Д)вид Мятлик луговой

Ответ: __________________

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. А 5-6 классах это анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Используемая литература

 

  1. Воронина Г.А.  Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы;пособие для учителей;под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение,2013, -160с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Трайтак Д.И.  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений /Д. И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд. испр. – М. : Мнемозина, 2011. – 224с. : ил.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика