Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
п. Комарихинский
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии
Учитель биологии и химии,
Лукина Валентина Валентиновна
2014год
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия :
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий:
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
Закончите схему:
Познавательные УУД
5–6-й классы
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Логические действия включают:
Задание 1 Дополните предложения и укажите причину и следствие.
Если дует ветер, то на море…
Когда вода кипит, то над её поверхностью…
Если на небе сгущаются тучи, значит
Задание 2 Найдите пару понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях:
Солнце, испарение воды, горы, день;
Ветер, лужа, день, север, явления;
Образование льда, север, мороз, погода, снег;
Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.
Задание 3 Назови следствия следующих явлений:
Гололёд
Кипение воды
Испарение воды
Солнце
Задание 4 Из предложенных вариантов выберите по аналогии нужное слово
Картофель – Паслёновые, свекла-……..
1)Крестоцветные 2)Злаковые 3)Лилейные 4)Маревые
Задание 5 Установите последовательность переноса веществ от одного трофического уровня к другому в экосистеме смешанного леса.
А) бактерии
Б) растения
В) волки, рыси, лисы
Г) лоси, зайцы
Б |
Г |
В |
А |
Задание 6 Установите соответствие.
Характерные особенности растения
А) стебель ветвится
Б) стебель не ветвится
В) имеет ризоиды
Г) имеет живые и мертвые клетки
Д) образует торф
Название растения
1)кукушкин лён
2)сфагнум
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7 Установите правильную последовательность систематических групп растений начиная с наименьшей.
А)семейство Злаки
Б)род Мятлик
В)класс Однодольные
Г)отдел Покрытосеменные
Д)вид Мятлик луговой
Ответ: __________________
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. А 5-6 классах это анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Используемая литература