Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа краткосрочных курсов по выбору для 5 - 6 классов "Темари"

Автор: Солодянникова Ольга Ивановна

\\

Муниципальное     бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №16» с углубленным  изучениемотдельных предметов"

 

Программа краткосрочных курсов

вышивка «Темари»

 

Разработал: учитель технологии

                                 Солодянникова  Ольга  Ивановна

 

 

Лысьва 2012

   

Формальные характеристики

По длительности курс рассчитан на 8 часов. Контингент учащихся 5-6 классы. Формируется группа по желанию учащихся,  в ней  могут быть дети из разных классов.

 

Замысел курса

   С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В.  Анта кову - Фомину, М. И. Кольцову,  Е. И.  Исенину.

 

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Как показывает практика, утверждают педагоги, развитие мелкой моторики рук влияет на  развитие мыслительной деятельности ребенка.  В.А.Сухомлинский писал, что истоки  способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. По мнению  М.И. Сеченова «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между  зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»

К области мелкой моторики относится большое  разнообразие  движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк. Развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем  мышцы, но и  развиваем  способность к наблюдению, сравнению, к  творческому воображению, воспитываем  усидчивость  и  терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка, человека.

 

 

 

 

 

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

-игры с мелкими предметами —  паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.

-пальчиковые игры

-массаж кистей и пальцев и т. д.

-лепка

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности аккуратности, внимательности, настойчивости

 Все эти упражнения приносят трой ную пользу  ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Идея курса

 Познакомить детей   с историей  рукоделия  (вышивка «темари»),  распространенного в   Японии. Освоить технику такой вышивки, вышить сувенир. Расширить свой кругозор, пополнить копилку умений, развить мелкую моторику

руки

 

 

Цель:   освоить технологию вышивки «темари»; изготовить сувенир – вышитый шар

 

Задачи:   

          1.Ознакомиться с историей  вышивки

          2.Подготовить  инструменты  и  материалы

          3.Изучить  технику  вышивки,  разбить на этап ы   (отдельные

             узлы обработки необходимо выполнить в рамках  урока)

          4.Изготовить сувенир, вышитый шар

                           

 

 

 

                                            Содержание курса

             

N

         Тема занятия

Кол.

час

(мин.)

Интеграция материала с предметом география

1

История вышивки «темари»

Необходимые инструменты и материалы

Правила безопасной работы

 

45

Географическая карта.

Расположение стран – Японии, Китая, где зародилось рукоделие

2-3

 

Технология  выполнения вышивки:

1этап. Создание ядра - шара.

 

90

Строение земли.

 Центр земли -  ядро

4-5

 

2этап.  Обматывание ядра нитками. Создание мантии

90

Строение земли:

ядро, мантия, кора земли

6-7

 

3этап.        Определение расположения  полюсов на шаре, экватора, меридиан,

обозначение их на шаре булавками, металлизированными нитками.

Закрепление нитей

90

Полюсы северный, южный.

Что такое экватор?

Как расположены меридианы

относительно полюсов

 

8-9

 

4этап. Техника выполнения стежков. Создание коры

90

Кора земли. Разнообразие рельефа поверхности земли

10-

14

5этап. Подбор ниток контрастных, либо сочетающихся цветов. Вышивание

225

 

 

Разнообразие рельефа, поверхности земли

 

 

Итог:  14 занятий

630

10час

50м

 

 

На1 этапе, создание ядра, предлагаю детям представить себя  в роли творца. С какой  любовью, терпением, творчеством  всевышний создавал землю. На земле много сказочно красивых мест.

Рассказываю и показываю правильные приемы наматывания ниток на

 кусочек  поролона, шерстяных ниток.

На2 этапе продолжаю беседу о строении земли. Дети отвечают

(5-6 класс знают этот материал). Во время беседы продолжаем наматывать нитки, создавая мантию земли, периодически покатывая шарик между ладонями, чтобы он был круглым – творим, вспоминаем

строение земли (мантию покрывает кора земли).

3этапсамый ответственный, вводятся  знания, что такое полюс

земли, экватор, меридианы? Нахождение их на шаре, разметка булавками, нитками. Новые знания закрепляются практическими действиями. Не все дети быстро осваивают и аккуратно выполняют работу, но всегда найдутся звездочки, которые помогают другим.

4 этап. Вышиваем  поверхность шара (создаем  кору земли, ее рельеф)

Изуч аем  на схеме выполнение стежков.

5зтап. Продолжаем вышивать правильными стежками.

Колорит рисунка зависит от сочетания цветов  ниток, каждый цвет имеет свой смысл ( семантика цвета в вышивке).

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика