Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Дидактические разработки занятий краткосрочного курса для учащихся 7 класса "Закон Бернулли"

Автор: Увицкая Елена Степановна

Дидактические разработки занятий краткосорочного курса для учащихся 7 класса "Закон Бернулли"

Увицкая Елена Степановна, учитель физики

МБОУ "СОШ № 16 с углублённым изучением

отдельных предметов"г.Лысьва

 

Занятие № 1.

 Даниил Бернулли (1700-1782гг. )

 

Задание:

1.     Что можно сказать о сечениях трубы

2.     Одинаковы ли скорости в разных частях трубы. Сравните скорости в широкой и узкой части трубы и запишите ответ неравенством.

Домашнее задание.

 « Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос:

- Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних. – Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях. – Стоит открыть отверстие в дне чаши, и из неё потечёт вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твоё время – пока течёт вода. С последней каплей  падёт твоя голова.

Как быстро течёт вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волосок от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи.»

Что ответил пленник?

Чтобы ответить на вопрос, вспомните, о чём шла речь на занятии, пронаблюдайте за струйкой воды, вытекающей из крана.

Алгоритм действия при выполнении домашнего задания:

1.     Внимательно прочитай задание

2.     Проделай дома необходимые эксперименты, если нужно попроси помощи у взрослых

3.     Сфотографируй, сними видеофрагмент, зарисуйте опыт.

4.     Попробуй объяснить опыт

План описания эксперимента:

1.приборы и материалы, которые использовали

2.что делали

3.что наблюдали

4.как это объяснить

 

Занятие № 2.

Фронтальный эксперимент с листочками ( у каждого ученика по два листочка бумаги ):

·        Возьмите две длинные полоски бумаги любого размера и держите их перед собой, на расстоянии примерно пять сантиметров друг от друга.

·        Подуйте между ними.

Опишите эксперимент по плану ( см. занятие № 1 )

 

Работа с рисунком: сравните давления, которые возникают в разных частях трубы и запишите результат в виде неравенства.

Домашнее задание.

Проведи опыт, показанный на картинке, и объясни его ( можно использовать теннисный шарик ). Как ты думаешь, правильно ли сделан рисунок?

 

Занятие № 3.

1. Домашний эксперимент:

* На две книги положите листок бумаги.

* Продуйте воздух под ним и над ним, например, используя коктейльные трубочки.

Опишите эксперимент  по плану.

2. Сообщения из средств массовой информации:

1) В ночь на 16 февраля 2010 года ветер сорвал часть крыши площадью около 35 квадратных метров с административного здания Дома – музея Чехова в Ялте, где писатель жил с 1899 по 1904 год.

2) Сильный ветер 7 февраля 2012 года сорвал 150 кв. м. оцинкованной  крыши с Николаевского следственного изолятора.

3) 2 мая 2012 года вВолжском районе Саратова из – за сильного ветра унесло крышу магазина

« Стройматериалы»

4) 3 июня 2012 года в Луганске порывом ветра унесло коляску с годовалым ребёнком

Вопрос: почему ветер срывает крыши домов, не разрушая при этом, например, стены домов?

Вопрос: как построить дом, крышу которого не снесёт ураганный ветер.

 

Занятие № 4.

Заполнитетаблицу:

Физическая величина

Обозначение

Единицы

измерения

Приборы для измерения

1.Скорость

 

 

 

2.Давление

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

1.Проделай опыт:

* отрежь узкую полоску тонкой бумаги  и возьми её за один конец, другой конец будет висеть

* поднеси полоску ко рту и сильно подуй поверх полоски.

 Опиши эксперимент по плану

2. Придумай крышу, которую не снесёт ветер.

3.Мечта о полёте сопровождает нас с детстве. Кто не летал во сне? Кто не мечтал научиться летать и парить в небе? Извечную мечту человека о полёте пытались осуществить с помощью деревянных крыльев, воздушных шаров и дирижаблей. Но полёты по – настоящему стали доступны тогда, когда был изобретён самолёт. Итак, попробуй ответить на вопрос: почему самолёты летают?

 

 

Занятие № 5.

Задания к рисунку:

1.     Сравни скорости над крышей и под крышей

2.     Используя закон Бернулли, сравни давления над крышей и под крышей

3.     Объясни происхождение подъёмной силы.

Домашнее задание:

1.     Что такое крыло самолёта?

2.     Что такое закрылки и какую роль они играют в образовании подъёмной силы самолёта?

3.     Вопрос: костные рыбы, к которым относится подавляющее большинство рыб регулируют глубину погружения с помощью плавательного пузыря. Хрящевые рыбы, например, акулы и осетровые рыбы, не имеют такого приспособления. Как же они регулируют глубину погружения?

 

Занятие № 6.

Задание.

Используя рисунки и закон Бернулли, объясните коту Ваське,как возникает подъёмная сила.

 

 

 

Домашнее задание.

Осенью 1912 г океанский пароход «Олимпик»  плыл в открытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер «Гаук». Когда оба судна заняли положение,  изображенное на рисунке,  произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь неведомой силе, повернулось носом к большому кораблю и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. «Гаук» врезался носом в бок «Олимпика». Удар был так силен, что «Гаук» проделал в борту «Олимпика» большую пробоину. Случай столкновения двух кораблей рассматривался в морском суде. Капитана корабля «Олимпик» обвинили в том, что он не дал команду пропустить броненосец

В апреле этого же года затонул “Титаник”, который не сумел избежать столкновения с айсбергом.

Подумайте над вопросами:

1.     Что произошло с кораблями?

2.     Почему меньший корабль, не слушаясь руля, пошел наперерез «Олимпику»?

3.     Сформулируйте гипотезу о гибели Титаника. ( гипотеза – предположение )

 

Занятие № 7.

Задание.

1.     Используя рисунок и пояснение к нему, объясните, почему в океане могут сталкиваться суда?

Гидродинамическоепритяжение судов,идущих параллельными курсами на небольшом расстоянии друг от друга, которое усиливается с ростом относительной скорости их движения. Такое явление называется присасыванием судов.

 

2.     Попробуйте объяснить, почему корабли садятся на мель? Разве нельзя их обойти? Почему мели так коварны?

3.     Сформулируйте правила поведения на воде вблизи мостов и мелей.

 

Домашнее задание.

1.     Прочитайте статью «Классификация и статистика морских происшествий».

2.     Обратите внимание на то, что причинами  морских аварий часто являются: посадка на мель и столкновение судов.  Рассчитайте процент этих случаев, происходивших с кораблями США и с кораблями флота СССР, которые представлены в таблицах ( см. текст ). Какой можно сделать вывод из этих расчётов?

3.     Попробуйте объяснить, почему в море возможно

·        столкновение кораблей?

·        почему корабль садится на мель?

4.     Какие меры безопасности надо соблюдать, чтобы избежать столкновения судов, идущих параллельными курсами

Текст «Классификация и статистика морских происшествий»

Ежегодно на судах мирового флота в среднем происходит 250 до 300 аварийных случаев.

С кораблями США в период с 1983 по 1987 гг. произошло 314 происшествий, среди которых:

Вид аварийного случая

    Общее количество

Процент к общему количеству случаев

Посадка на мель

                 12

 

Столкновения

                 56

 

Пожары

                 113

 

Взрывы

                  85

 

Затопление помещений

                  48

 

Всего аварий

 

 

В Советском Союзе  с 1982 по 1993 гг. известно о следующих авариях:

Вид аварийного случая

    Общее количество

Процент к общему количеству случаев

Посадка на мель и касание грунта

               27

 

Столкновения

                21

 

Штормовые повреждения

                14

 

Ледовые повреждения

                36

 

Всего аварий

 

 

Из таблиц следует, что процентное соотношение посадок и столкновений к общему количеству аварийных происшествий составляет …

Вывод:

 

Занятие № 8.

Работа по группам.

( задания выдаются каждой группе, они описаны в работе )

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика