Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа краткосрочного курса Рабочая программа краткосрочного курса «Удивительная геология» 6 - 7 класс

Автор: Ваганова Ольга Леонидовна

 

                                     Утверждаю:

                                                                                                   директор школы

                                      Е.А. Антипина

 

 

МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

Программа краткосрочного курса

«Удивительная геология»

 

 

 

 

 

 

Автор:  Ваганова Ольга Леонидовна,

учитель георграфии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лысьва 2013

 

                                   Пояснительная записка

 

Курс «Удивительная геология» рассчитан на 8 учебных занятий для группы учащихся 6-7 классов в количестве 8-10 человек.

Способ формирования учебной группы – выбор учащихся.

Главная цель современного образования – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через работу научно-исследовательской деятельности учащихся. Учитель – это первый для ученика представитель своей профессии, который может оказать влияние на выбор его будущей профессии.

Разные профессии требуют разной степени подготовки, учета условий труда и т.д.

Ориентируясь на указанные квалификационные признаки (предмет, средства, условия труда), можно помочь ученику не только разобраться в своих интересах и склонностях, но и познакомить с требованиями, которые предъявляет человеку та или иная профессия.

Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.

Две ветви единой географии (физическая и экономическая) состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

 

Учитывая выше сказанное, считаю актуальным на сегодняшний день ведение курса «Удивительная геология» для учащихся 6 – 7  классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, выбор профессии, а именно - строитель, геолог, географ, минеролог, палеонтолог, в будущем могут быть выбраны данными учащимися.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка для безопасной работы минералами, окаменелостями, горными породами и приобретением новых полезных в жизни сведений в геологии.

 

 

 «Удивительная геология»

Цель.

1.             Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.

2.             Освоение учащимися умений и навыков работы с горными породами, минералами и окаменелостями.

Средством достижения целей является изучение разделов геологии, а также горных пород и минералов из общей коллекции, собранных из предыдущих экспедиций по Пермскому краю и Лысьвенскому  району.

Умение определять и описывать породы, позволит учащимся:

самостоятельный сбор информации из предоставленной литературы и  оформление          её в виде альбома;

1.  отбор и создание  коллекции окаменелостей по палеонтологии

     2. отбор и создание  коллекции горных пород по петрографии;

     3.отбор и создание  коллекции минералов;

     4. отбор материалов и создание макета по эстетическом ландшафту школы.

Результат:определение умений при дальнейшем изучении в будущем самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности учащимися, а также  помощи при  выборе профессии.

Продукт:создание коллекций и альбомов, которые в дальнейшем будут использоваться для работы на уроках географии.

Задачи курса:

а) развивать познавательный  интерес;

б) включать учащихся в самостоятельное освоение учебного материала;

в) расширять кругозор;

г) формировать  коммуникативные компетенции

Основные задачи сводятся к познанию –

1.      Классификации пород

2.      Зависимости физических, химических и морфологических свойств

3.      Важнейших диагностических признаков

4.      Условий образования (генезиса)

5.      Включения

6.      Применение пород человеком

Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.

Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.

Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой. Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз, так как дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Учащиеся с помощью коллекции пород, ведут отбор, классифицируют по наукам, определяют  свойства пород, диагностику, генезис и их  дальнейшее применение.

Таким образом, развивается умение задавать вопрос по существу.             Фиксируется  каждое обращение к учителю в маршрутный лист.

 

Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.

Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся.

Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому занятию, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения.

Для учеников – маршрутные листы по каждому занятию, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.

Таблица 1. Маршрутный лист группы учащихся.

Названия занятия

Особый знак

Самооценка

(по 10 бальной системе)

Оценка учителя

(по 10 бальной системе)

 

+

 

 

?

1.Правила безопасности с горными породами. Введение в геологию.

Классификация  пород.

 

 

 

 

 

2.Введение в геохронологию.

Создание геохронологической летописи своей местности.

 

 

 

 

 

3.Введение в палеонтологию.

Создание коллекции.

 

 

 

 

 

4.Введение в минералогию.

Создание коллекции.

 

 

 

 

 

5.Введение в петрографию.

Отбор и создание коллекции

 

 

 

 

 

6.Введение в эстетическую геоморфологию.

 

 

 

 

 

7.Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород (макет, рисунок)

 

 

 

 

 

 8.Итоговое занятие.

Зачет по проекту

 

 

 

 

 

Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.

+     данный пункт задания выполнил самостоятельно, использую инструкции;

–     при выполнении пункта испытывал затруднения

?     обращался за помощью к одноклассникам или учителю;

Содержание курса «Удивительная геология»

Таблица 2. Содержание курса.

 

С о д е р ж а н и е

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

 

«Удивительная геология»

8

 

1.       

Правила безопасности с горными породами.

 Введение в геологию .

Классификация пород

 

1

2.       

Введение в геохронологию.

Создание геохронологической летописи своей местности.

 

1

3.       

Введение в палеонтологию.

Создание коллекции.

 

1

4.       

Введение в минералогию.

Создание коллекции.

 

1

5.       

Введение в петрографию.

Отбор и создание коллекции

 

1

6.       

Введение в эстетическую геоморфологию.

 

1

7.       

Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород (макет, рисунок)

 

1

8.       

 Итоговое занятие.

Зачет по проекту

 

1

 

Итого

 

8

 

В конце изучения курса представляется дневник исследователя с результатами собственных опытов.

Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести вводный геологический диктант учащихся с целью выявления знаний по наукам.Чтобы проследить положительную динамику, предлагаю заполнить на последнем занятии курса маршрутный лист по группам.

Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:

·      планировать свою деятельность,

·      искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,

·      формулировать содержательные вопросы,

·      вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.

Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки.

При изучении данного курса учащиеся должны будут знать:

·                                       правила по технике безопасности при работе с горными породами

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

·      обращаться с коллекцией горных пород и с магнитом;

·      проводить операции: проведение определения черты медной проволокой и по фарфору;

·      давать разную классификацию пород  по наукам;

·      определять название породы, цвет минерала или породы, цвет черты, твёрдость, блеск, магнетизм, происхождение (генезис)  горных пород, минеральный состав, степень прозрачности, диагностические признаки и дальнейшее практическое назначение и применение пород

·      составлять письменный отчет о проделанной работе в альбом пород и минералов;

.

·      использовать справочную литературу.

Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:

·      количество выполненных заданий учащимися;

·      качество выполненных работ;

·      познавательный интерес;

·      отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.

Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:

Таблица №4 Результативности курса.

 

количество выполненных заданий учащимися

качество выполненных работ

проявление познавательного интереса

отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы

70%

80%

не менее 85%

50%

Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение курса:

·      общая коллекция горных пород, минералов и руководящие формы палеонтологических остатков;

·      альбом с картонными листами;

·      магнит;

·      лупа;

·      кусочек фарфора;

·      цветные карандаши;

·      инструкция;

·      справочная литература.

Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

 

Содержание курса «Удивительная геология»

Тема 1. Введение в геологию и её виды

Правила безопасности с горными  породами.                         

  Цель: познакомить учащихся с наукой геологией и её типами.

Правила безопасности при работе с  коллекцией горных пород.

          Коллекция горных пород

Презентация о геологии

Инструкция по созданию коллекции

 Тема.2.Введение в геохронологию.                                     

 Создание  геохронологической летописи своей местности.

Цель: познакомить учащихся с наукой геохронологией и создать геохронологическую летопись своей местности.

Правила безопасности при работе с  коллекцией горных пород.

          Коллекция горных пород

Презентация о геохронологии

Инструкция по созданию коллекции

Таблица образец для летописи геохронологии

 Тема.3. Введение в палеонтологию.

Отбор окаменелостей и создание коллекции.

Цель. Познакомить с наукой палеонтологией и правилами безопасности при работе с  коллекцией горных пород.

 Презентация о палеонтологии

Коллекция горных пород

         Инструкция по созданию коллекции окаменелостей

         Таблица образец по геохронологии ( альбом)

 

Тема.4. Введение в минералогию. Отбор минералов и создание коллекции.

Правила безопасности при работе с  коллекцией горных пород.

Цель. Познакомить с наукой минералогией, отобрать и создать коллекцию минералов, с правилами безопасности при работе .

          Коллекция горных пород

Презентация о минералогии

         Инструкция по созданию коллекции  минералов

        Альбом для определения и описания  минералов.

 

Тема.5.Введение в петрографию.

Отбор горных пород  и создание коллекции

Правила безопасности при работе с  коллекцией горных пород.

Цель. Познакомить с наукой петрографией, отобрать и создать коллекцию горных пород.

Знакомство с правилами безопасности                                                            

          Коллекция горных пород

Презентация о петрографии

         Инструкция по созданию коллекции

         Альбом для определения и описания горных пород

 

Тема.6.Введение в эстетическую геоморфологию.

Цель.Познакомить с наукой эстетическая геоморфология способами создания новых ландшафтов с помощью горных пород.

Знакомство с правилами безопасности

Презентация об эстетической геоморфологии

Презентация о ландшафте

Подготовка минералов и горных пород для макета, из ранее отобранных горных пород или  предложенные учащимися.

 

Тема.7. Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород

Цель. создать проект или макет по эстетической геоморфологии

Тема.8. Итоговое занятие.

Урок-зачет по ландшафту, представление макета к  проекту 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика