Â
Программа деятельности апробационной площадки ФГОС ООО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Сарсинская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Пермского края
Â
Â
Переход ученикана вторую ступень образованиясовпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни реÂбенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплиÂны в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиÂваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меÂняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят сниÂжается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизоÂванными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Решение данной проблемы мы видим в организации внеурочной деятельности, а как результат - формирование личностных результатов.
Â
Â
Цели программы по внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
Â
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов. |
Создание системы внеурочной деятельности |
Разработка программ внеурочной деятельности, развитие партнерских отношений с УДО |
Устойчивое позитивное отношение к окружающей действительности |
Психологический тренинг |
Активный и здоровый образ жизни |
Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, анализ состояния здоровья и физической подготовки учащихся |
Умение ставить цели, достигать результата |
Рейтинговая система оценки достижений учащихся |
Саморазвитие и самовыражение |
Пополнение ученического портфолио |
Â
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, включены дополнительные предметы: ОБДД, «Культура речи», «Живое право», «История кадетских корпусов», «Математика и логика», «Бальные танцы». Внеурочная деятельность реализуется на следующих элективных курсах и кружках: «Стрелок», «Конный кружок», «Русская национальная кухня», «Математическая шкатулка», «Увлекательный английский», «Прикладная информатика», изо-студия «Фантазия», баскетбольная и волейбольная секции. Участие в работе НОУ, объединениях УДО.
В апробации участвуют педагоги МБОУ Â«Сарсинская СОШ»: зам. директора по ВР, учителя, ведущие кружки, секции, факультативы.
Количество педагогов:16
Параллели: 5-6 классы
Классы: 5 «А», 6 «А»
Количество учащихся: 44
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Методические рекомендации
 по оценке результатов внеурочной деятельности
 учащихся в рамках ФГОС
Â
                                                                                    Â
       Внеурочная деятельность является одной из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому острой проблемой становится сегодня вопрос оценки ее результатов.
Согласно «Примерной образовательной программы» на ступени начального образования предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося (на учащегося помимо образовательного учреждения влияет множество иных факторов: семья, социум, средства массовой информации и т.д.), а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.
Оценку внеурочной деятельности осуществляем комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
-    включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристиквыпускника («портрета выпускника основной школы»);
- детский коллектив;
- профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Функции по осуществлению оценки результатов внеурочной деятельности должны быть закреплены в должностных обязанностях соответствующих педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.
Так, первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния.
Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией о занятости школьников во внеурочное время. Анализ информации позволяет педагогам систематизировать сведения о персональной занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности школьников. Анализ ресурсного обеспечения внеурочной деятельности позволит выявить обеспеченность кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами.
Вторым предметом диагностикирезультативности внеурочной деятельности является ее эффективность.
Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности.
Современный ребенок развивается, как личность в нескольких разных коллективах - классе, кружке, спортивной секции и т.д.. Они разные по характеру деятельности, по способам вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими ролей, по длительности пребывания в них. Влияние коллектива на ученика многоаспектно:Â за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других â развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а так же характер взаимоотношений школьников в нем.
Для оценки показателя «профессиональная позиция педагога» возможно использование основных показателей эффективности деятельности классных руководителей, педагогов-руководителей детских объединений.
Третьим предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является ее продуктивность. Здесь следует анализировать так называемый «продукт деятельности школьника» - своеобразный итог его занятий во внеурочной деятельности.
Наконец, четвертый предмет диагностики результативности внеурочной деятельности - удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.
Здесь следует выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сложились ли у него товарищеские отношения с ребятами, которые посещают данное объединение, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время. Необходимо понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают достижения своего ребенка. Надо изучить, доволен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, как складываются его отношения с учениками и их родителями, созданы ли условия для его творческого самовыражения.
Параметры и критерии оценки должны стать ориентиром для подбора педагогическим коллективом соответствующих диагностических методик, их комбинация и количество могут быть любыми в зависимости от квалификации педагогических кадров, особенностей построения системы воспитательной работы, целесообразности их применения в конкретном детском коллективе.
Основные критерии, показатели, методики оценки внеурочной деятельности.
Критерии |
Показатели |
Приемы и методы изучения Â |
Исполнитель оценки |
|||
                                   Анализ общего состояния внеурочной деятельности |
||||||
Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности. |
- Охват учащихся программами внеурочной деятельности. - Сохранность контингента. - Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности. |
|
Классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности. |
- Обеспеченность кадровыми ресурсами. - Обеспеченность информационно-технологическими ресурсами. - Обеспеченность финансовыми ресурсами. - Обеспеченность материально-техническими ресурсами. |
1. Метод экспертной оценки. 2. Методы индивидуальной и групповой оценки. Анкетирование. Педагогическое наблюдение. |
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Эффективность внеурочной деятельности |
||||||
Личность школьника |
||||||
Самоопределение Â |
- формирование основ гражданской идентичности личности; - формирование картины мира культуры; - развитие Я-концепции и самооценки личности. |
1. «Кто я?» (М.Кун). |
Классный руководитель, социальный педагог |
|||
Смыслообразование Â |
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. |
1. Оценка уровня воспитанности ученика (по Н.П.Капустину). |
Классный руководитель, Â |
|||
Нравственно-этическая ориентация Â |
- формирование единого образа мира при разнообразии культур; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм; - формирование моральной самооценки; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни |
|
Классный руководитель, социальный педагог |
|||
Детский коллектив |
||||||
Сформированность детского коллектива |
-благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития коллективных взаимоотношений; - развитость самоуправления; -наличие традиций. |
1. Социометрия. 2. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 3. Методика определения уровня развития самоуправления (по Рожкову)  |
Классный руководитель, педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива |
- включенность обучающихся во внеурочную деятельность. |
Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов» |
Классный руководитель |
|||
Сформированность коммуникативной культуры учащихся |
- Коммуникабельность. -Взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами. |
Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В.Овчаровой). Â |
Классный руководитель |
|||
Профессиональная позиция педагога |
||||||
Эффективность работы кружка/ секции/ клуба/ объединения |
- Посещаемость, сохранность контингента. - Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход. - Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п. |
1. Анализ данных. 2.Посещение внеурочных занятий. |
Заместитель директора по УВР |
|||
Проектирование и прогнозирование процесса внеурочной деятельности |
- Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям. - Ведение журнала. - Формирование ученического портфолио. |
1. Анализ программ. 2. Проверка журналов. 3.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.  |
Заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Продуктивность внеурочной деятельности |
||||||
Продуктивность внеурочной деятельности |
 - Уровень достижения ожидаемых результатов. - Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности. - Рост мотивации к активной познавательной деятельности. |
1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся. 3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера. 4.Педагогическое наблюдение. 5.Метод незаконченного предложения. 6.Методика «Репка» |
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместитель директора по воспитательной работе |
|||
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов Â организацией внеурочной деятельности и ее результатами |
||||||
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами |
- Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности. - Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. - Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами. |
|
Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, классный руководитель заместитель директора по воспитательной работе |
|||
 |  |  |  |  |  |  |
Â
 -Апробация проводится в двух классах на протяжении двух лет.
Предусмотрены следующие диагностики: изучение личностных результатов «Уровень воспитанности», диагностика изучения личностного роста учащихся. Анализ позволит сделать вывод о личностных результатах школьников.
В классах, в которых происходит апробация, а также на параллели 5,6 классов в конце учебного года анализируется занятость учащихся во внеурочной деятельности, что позволит увидеть общую картину занятости детей и выявить проблемы.
Связь с родителями ведётся через районные, школьные и классные собрания. В школе работает Управляющий совет, школьный Â и классные родительские комитеты. Родители принимают участие в жизни класса и школы: поход, проекты, мероприятия, поездки. Тесно школа сотрудничает с музыкальной школой, ДДТ и МБОУ ДОПиД "Октябрьский ИМЦ". Планируется активнее в разных формах привлекать родителей для более тесного сотрудничества.
Â
С кем школа взаимодействует |
По какой теме |
В каких формах  |
ГБОУ ДПО Â«Цент развития образования Пермского края». |
 |
Консультации |
Краевая заочная школа естественно-математических наук |
Обучение по программам дополнительного образования естественнонаучной, эколого-биологической, художественно-эстетической, социально-педагогической направленностей |
Консультации, обучение |
МБОУ ДОПиД "Октябрьский ИМЦ" |
Конкурсы и акции различной направленности. |
Консультации, встречи, обучение. |
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:
Фактор риска |
Возможные пути разрешения |
 |
Отсутствие достаточного финансирования |
- |
 |
Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки |
Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
 |
Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов |
Привлечение педагогов дополнительного образования, родителей. |
|
Дефицит учебно-методических пособий |
Ресурсы Интернет-пространства |
 |
Недостаточная методическая подготовка педагогов |
Курсовая подготовка, проведение методических занятий, семинаров на базе школы, района. |
 |
Â
Â
Â
Â
Таблица «Программа апробационной деятельности на 2 года»
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
Проектировочный этап: майâиюнь 2012 года |
Изучить существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО |
Владение информацией по данному вопросу. |
Понимание подходов и идей, желание реализовать их на практике. |
Конспект, презентация. |
Сентябрь 2012года |
1.Собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях обучающихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО; 2.Написать программу внеурочной деятельности в основной школе. 3.Разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности школы; 4.Использовать имеющийся инструментарий для отслеживания результатов апробации программы 5.Педагогическим работникам овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС. |
Написаны программа внеурочной деятельности и рабочие программы. Педагоги владеют методами, технологиями и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. |
Листы оценки программ, Соответствие программ требованиям. Диагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе, проведение семинаров, практикумов |
Программа внеурочной деятельности, рабочие программы, Результаты стартовой диагностики |
апробационный этап сентябрь 2012 â май 2013, сентябрь 2013- май 2014 |
Апробирование программы внеурочной деятельности         Координация взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеурочных достижений обучающихся |
Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий  уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.), формирование личностных УД обучающихся; профессиональный рост педагогов Вариативность внеурочной деятельности, создание оптимальной модели учета внеурочных достижений обучающихся  |
Диагностические методики |
Анализ полученной информации по диагностике |
завершающий этап Май 2013, 2014 |
Мониторинг реализации программы Â Внесение изменений Â Â Â Â Обеспечение публичной отчетности ОУ о ходе и результатах апробации |
Создана системы работы по внеурочной деятельности. Динамика сформированности личностных умений обучающихся в рамках ООП ООО, в том числе с этнокультурным содержанием образования Размещение на школьном сайте информации о внеурочной деятельности. |
 |
Анализ работы |
Август 2014 |
Распространение опыта Â |
Выступление на конференции |
Применимость опыта на практике |
проведение мастер-классов, семинаров для педагогов ОУ Пермского края, методические рекомендации |
Â
Â