СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ФГОС ООО ПЕРМСКОГО КРАЯ
1. Апробационная площадка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
618333, Пермский край, г. Александровск, ул. Пионерская, д. 10.
Тел./факс 8 (34 274) 3-23-47 E-mail: alekgimnazia2@yandex.ru.
2. ФИО, должность, место работы авторов программы
Желудкова Марина Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе, МБОУ «Гимназия»; metodictmarina@yandex.ru
Рачева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, руководитель гуманитарного ШМО; irinaracheva@yandex.ru
3. Тема апробационной деятельности площадки
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8 классов через систему краткосрочных курсов.
4. Обоснование актуальности выбранной темы
У современных восьмиклассников достаточно сформирована направленность на самостоятельный познавательный поиск, так как изменилась социальная ситуация развития: изменились способы и характер общения и социальных взаимодействий, объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Ученики достаточно легко находят нужную информацию, умеют компилировать разные тексты, оформлять информацию в виде презентаций.
Вместе с тем, по мнению современных отечественных психологов, большая часть учащихся 8-х классов слабо владеют мыслительными навыками преобразования информации, такими как, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.
Цель нашего проекта: построение модели внеурочной деятельности с целью формирования у восьмиклассников логических действий с понятиями.
5. Имеющийся у образовательной организации опыт инновационной деятельности
В команде педагогов имеются подготовленные участники, которые работали в проекте по созданию модуля системы оценивания метапредметных и личностных результатов в 2012 году. Опыт их работы опубликован в сборнике научных и методических материалов «Достижение метапредметных и личностных результатов в основной школе: проблемы, поиски, решения».
6. Предмет апробации.
Предметом апробации является организация внеурочной деятельности в гимназии через разработку и проведение краткосрочных курсов, объединенных в единую форму: «Школа юного мыслителя». В программу каждого краткосрочного курса входит изучение и практическое освоение одного из методов научного познания: анализ-синтез, сравнение, классификация, обобщение, причинно-следственные связи. Каждый курс будет заканчиваться итоговой интеллектуальной игрой, включающей в себя задания, проверяющие уровень освоения материала. Итогом всех занятий «Школы юного мыслителя» будет проведение метапредметной олимпиады, которая должна будет показать уровень сформированности у обучающихся умений совершать логические действия с понятиями, использовать их в различных областях знаний и сферах культуры.
7. Масштаб апробации:
количество педагогов 8 человек, в том числе классные руководители 8-х классов;
параллель 8 классы (а, б, в);
количество учащихся до 30 человек, участвующих в апробации на добровольной основе.
8. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.
Образовательные:
у обучающихся будут сформированы такие познавательные УУД, как умения сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать выявлять причинно-следственные связи;
обучающие смогут использовать эти умения в различных областях знания и сферах культуры.
Методические:
будет создана нормативно-правовая база для организации данного вида деятельности при переходе на ФГОС ООО;
педагоги примут участие в разработке краткосрочных курсов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО;
педагоги разработают систему оценочных материалов с критериями для оценки сформированности у обучающихся запланированных УУД.
9. Система оценивания ожидаемых результатов.
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Образовательные |
|
· сформированность познавательных УУД |
успешное выполнение заданий по итогам каждого краткосрочного курса |
· использование познавательных УУД в различных областях знания и сферах культуры |
успешное выполнение заданий метапредметной олимпиады |
Методические |
|
· нормативно-правовая база |
наличие пакета документов в соответствии с заявленными мероприятиями |
· краткосрочные курсы |
разработкабазы краткосрочных курсов, составленных по единой структуре |
· оценочные материалы |
разработкапакета оценочныхматериалов с критериями для оценки сформированности у обучающихся запланированных УУД в соответствии с ФГОС ООО |
10. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
методические:
программыкраткосрочных курсов
дидактические:
разработки занятий;
нормативные:
Положение о Школе юного мыслителя;
Положение о краткосрочных курсах;
Положение о метапредметной олимпиаде;
Спецификация заданий метапредметной олимпиады.
оценочные материалы:
пакет заданий метапредметной олимпиады с разработанными критериями для оценки сформированности у обучающихся запланированных УУД в соответствии с ФГОС ООО.
11. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
Знакомство с проектом, информирование о ходе и результатах апробации планируется освещать на сайте гимназии, на родительских собраниях восьмиклассников.
12. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует.
Организационные и методические вопросы обсуждаются с методистом МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Толокновой Т. М.
Планируем получать консультации Центра развития образования, г. Пермь.
13. Аннотация апробационной деятельности.
Тема апробационной деятельности площадки
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8 классов через систему краткосрочных курсов.
Цель: построение модели внеурочной деятельности с целью формирования у восьмиклассников логических действий с понятиями.
Предметом апробации является организация внеурочной деятельности в гимназии через разработку и проведение краткосрочных курсов, объединенных в единую форму «Школа юного мыслителя». В программу каждого краткосрочного курса входит изучение и практическое освоение одного из методов научного познания. Итогом всех занятий «Школы юного мыслителя» будет проведение метапредметной олимпиады.
В результате апробации получим следующие продукты:
методические: программыкраткосрочных курсов;
дидактические:разработки занятий;
нормативные: Положение о Школе юного мыслителя, Положение о краткосрочных курсах, Положение о метапредметной олимпиаде, Спецификация заданий метапредметной олимпиады.
оценочные материалы:пакет заданий метапредметной олимпиады с разработанными критериями в соответствии с ФГОС ООО.
14. Программа апробационной деятельности на 2 года
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
Iэтап Формирующий Сентябрь- декабрь 2013 г. |
Создание рабочей группы ВИК (временный инновационный коллектив). Установочный обучающий семинар для членов ВИК. Разработка и принятие нормативных документов. Разработка программ краткосрочных курсов. Информирование родителей через сайт, собрания. |
Создана рабочая группа (ВИК) Проведен обучающий семинар Разработаны и приняты нормативные документы. Созданы программы краткосрочных курсов, готовые к использованию в практической деятельности. Проинформированы родители и дети. |
Экспертиза нормативных документов, программ краткосрочных курсов на методическом совете гимназии.
|
нормативные Положение о Школе юного мыслителя; Положение о краткосрочных курсах; Положение о метапредметной олимпиаде; Спецификация заданий метапредметной олимпиады. методические: программы краткосрочных курсов
|
IIэтап Апробационный Январь-май 2014 г.
|
Организация и проведение краткосрочных курсов в режиме апробации Системный обмен опытом. Круглый стол «Школы юного мыслителя: плюсы и минусы» Разработка единой программы «Школа юного мыслителя» |
Апробированы краткосрочные курсы.
Обсуждены вопросы, возникшие в ходе реализации программ краткосрочных курсов
Разработана программа «Школа юного мыслителя» |
Отзывы, мнения обучающихся
Отзывы, мнения педагогов Доработка программ краткосрочных курсов
Экспертиза программы «Школа юного мыслителя» на методическом совете гимназии. |
программы краткосрочных курсов разработки занятий
программа «Школа юного мыслителя» |
IIIэтап Практический Сентябрь-апрель 2014-2015 г.г. |
Организация и проведение всех краткосрочных курсов, заявленных в программе «Школа юного мыслителя» Организация метапредметной олимпиады |
Проведены краткосрочные курсы
Организована метапредметная олимпиада |
Успешное выполнение итоговой работы всеми обучающимися
Успешное выполнение заданий олимпиады всеми обучающимися |
|
IV этап Аналитический
|
Анализ результатов, определение новых перспектив работы. Обобщение опыта работы ВИК
|
Подведены итоги работы, определена эффективность модели и перспективы работы. Педагоги обобщили опыт работы, выступили на семинарах и конференциях различного уровня. Опыт работы опубликован. |
Отзывы слушателей, внешняя экспертиза
Результативное участие в семинаре, конференции. Публикации в печатных изданиях и Интернет |
Материалы семинаров, конференций. Публикации |