Управление образованием администрации Добрянского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Добрянская основная общеобразовательная школа №2»
Программа апробационной площадки по подготовке к ввтедению ФГОС ООО
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разработчики программы:
|
Щербаков С.Н., директор |
Занина Т.В., зам. директора по УВР |
Добрянка, 2013
1. Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрянская основная общеобразовательная школа №2»;
Адрес: г. Добрянка, пер. Строителей д.7;
Телефон: 8(34265) 2-69-84; 89504592223
e-mail: school2_07@mail.ru. (tatzanina@yandex.ru)
2. Авторы проекта:
Щербаков Сергей Николаевич, директор МБОУ «ДООШ №2»,
Занина Татьяна Викторовна, зам. директора по УВР,
3.Тема апробационной деятельности площадки:
Формирование познавательных и коммуникативных УУД на основе организации исследовательской деятельности обучающихся (познавательные: постановка проблемы и аргументация ее актуальности, выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; планирование исследовательской работы; собственное проведение исследования, оформление результатов учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.)
4.Обоснование актуальности выбранной темы:
Формирование универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности.
Сегодня в рамках инновационных процессов, протекающих в образовании, выделяют исследовательскую технологию, как систему взаимосвязанных приемов, форм и методов организации образовательного процесса, направленных на приобретение обучающимися функционального навыка исследования (универсального способа освоения действительности), развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъектно-новых знаний.
Исследовательская деятельность активизирует работу обучающихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.
5. Имеющийся у образовательной организации опыт деятельности по выбранной теме:
В МБОУ «Добрянская общеобразовательная школа № 2», являющейся с 2000 года районным опорным образовательным учреждением в области преподавания общественных дисциплин, был успешно реализован локальный проект «Одаренные дети». Получив в 2003 году статус «Муниципальный центр гражданского образования», школа обозначила свою миссию в образовании как разработчик модели воспитания гражданина. В 2010 году школа заявилась как краевая площадка по гражданскому образованию и воспитанию.
До 2005 года наша школа являлась опорным образовательным учреждением по организации конкурса исследовательских работ. После 2005 г. данный функционал был передан МБОУ ДОД «ЦДОД «Логос».
На сегодняшний день образовательным учреждением организуется ежегодная районная конференция «Сюзёвские чтения». В рамках программы по работе с одаренными детьми продолжает работать школьное научное общество «Виват».
6.Предмет апробации:
- учебно-исследовательские практики обучающихся, направленные на формирование познавательных и коммуникативных УУД и мониторинг результатов.
7.Масштаб апробации:
2013-14 учебный год:
количество педагогов – 6
параллель - 5 «д» класс , 26 учащихся
2014-15 учебный год:
количество педагогов – 10
параллель – 5 классов, 125 учащихся
параллель - 6 класс , 26 учащихся
8.Ожидаемые результаты апробационной деятельности:
1. разработаны и апробированы программы учебно-исследовательских практик для организации исследовательской деятельности обучающихся;
2. разработаны методические рекомендации по организации учебно-исследовательских практик обучающихся
9.Система оценивания ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Программы учебно-исследовательских практик по внеурочной деятельности |
Сборник методических и дидактических материалов. . |
Методические рекомендации по организации учебно-исследовательских практик обучающихся, направленных на формирование познавательных и коммуникативных УУД |
Сборник методических рекомендаций. (Контрольно – измерительные материалы для оценки сформированости перечисленных УУД. Организация мониторинговых процедур.) |
10.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
Программы учебно-исследовательских практик, методические рекомендации по организации исследовательских практик и мониторинга результатов; положение об организации учебно-исследовательских практик.
11.Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы:
Информировании общественности организуется через сайт школы: http://dobrschool2.edusite.ru. Доведение информации родителям осуществляется на родительских собраниях и индивидуальных консультациях педагогов школы и психолога; информирование учащихся - на классных часах и индивидуальных консультациях.
12.Описание методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона
уровень |
Ф.И.О. консультанта |
должность |
форма |
муниципалитет |
Пьянкова А.Р. |
зам. директора МБОУ ДПО (ПК) С «ММЦ» |
консультации |
регион |
Фаязова А.Ф. |
начальник отдела экспертизы программ ГОУ ДПО «ЦРО ПК» |
экспертиза программ, консультаци |
Аверина С.С. |
Старший научный сотрудник отдела профессионального развития педагогов «Центр развития образования Пермского края» |
консультации |
|
Таизова О.С. |
старший научный сотрудник сектора стратегического планирования ГОУ ДПО «ЦРО ПК» |
семинары, консультации |
13. Аннотация апробационной деятельности:
Реализация программы апробационной деятельности «Формирование познавательных и коммуникативных УУД на основе организации исследовательской деятельности обучающихся» рассчитана на 2 года.
В ходе реализации данной программы будут разработаны и апробированы учебно-исследовательские практики, как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях.
В ходе апробации так же будут разработаны: методические рекомендации по организации учебно-исследовательских практик, методические рекомендации по организации деятельности по оцениванию развития формируемых познавательных и коммуникативных УУД .
14. Программа апробационной деятельности на 2 года
Этап |
Основные действия |
Сроки |
Способ оценивания |
Продукты |
Проектировочный этап |
Участие в консультационном семинаре по разработке программ апробационной деятельности |
05.06.2013г. |
самоанализ |
Методические рекомендации разработке программ |
Создание ВТК по разработке программы апробационной деятельности |
июнь 2013г. |
Рассмотрение на административном совете |
Приказ, план работы ВТК |
|
Разработка программы апробационной деятельности |
июнь – август 2013г. |
Экспертиза программы |
Программа |
|
Разработка нормативной документации |
Июнь-сентябрь 2013г. |
Рассмотрение на заседании ВТК |
Положение об организации исследовательских практик |
|
Проведение заседания ШМО по детальному изучению программ исследовательских практик по исследовательской деятельности |
август 2013г. |
Наблюдение, отчеты |
Отчеты руководителей ШМО |
|
Разработка программ учебно-исследовательских практик. |
июнь-сентябрь 2013г. |
Утверждение программ на методическом совете |
Программы практик |
|
Разработка механизма оценивания формируемых УУД |
В течении 2013-14 учебного года. |
Рассмотрение на заседании ВТК |
Механизм мониторинга, справка |
|
Повышение квалификации педагогов на курсах и семинарах по ФГОС |
в течение года |
Свидетельства о повышении квалификации, наблюдение |
План повышения квалификации |
|
Информирование участников образовательного процесса о переходе на ФГОС ООО |
Июнь - сентябрь 2013г. |
Наблюдение, анкетирование родителей |
Страничка на сайте школы, протоколы родительских собраний и управляющего совета |
|
Внесение изменений в Положение об оплате труда и стимулировании работников |
август 2013г. |
Устный опрос |
Новое положение, протокол общего собрания работников |
|
Анкетирование учащихся по выбору темы исследовательской деятельности |
сентябрь |
Обработка анкет |
Анкеты. Результаты |
|
Этап реализации |
Проведение школьного семинара по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях» |
октябрь, 2013г. |
Наблюдение, анкеты |
Презентация курсов, методических материалов |
Организация и проведение учебно-исследовательских практик |
октябрь – апрель 2013-14 уч. года 2014-15 уч. года |
Анализ дневников по организации исследовательской практики. |
Исследовательские работы обучающихся. |
|
Проведение открытых занятий, мастер-классов по теме апробационной деятельности |
в течении учебного года |
Анализ мастер –классов. |
Справка. |
|
Мониторинг развития формируемых УУД |
октябрь 2013г. декабрь 2013г. апрель 2014г. декабрь 2014г апрель 2015г. |
Экспертиза системы оценивания |
Система мониторинга |
|
Организация и проведение районной конференции по теме апробационной деятельности |
апрель 2015г. |
Анкетирование, наблюдение |
Презентационные материалы, протокол |
|
Участие в конкурсе исследовательских проектов для апробационных площадок по ФГОС ООО |
Июнь-август 2014г. |
экспертиза |
Проект |
|
Информирование общественности о ходе реализации программы |
в течении года |
Опрос, наблюдение |
Сайт, протоколы родительских собраний |
|
Рефлексивный этап |
Подготовка и выпуск сборника по методическим разработкам учебно-исследовательских практик |
апрель – май 2015г. |
Участие в конкурсах методических разработок |
Сборник |
Коррекция программы апробационной деятельности |
апрель 2014г. |
Экспертиза программы |
Программа |
|
Коррекция системы мониторинга сформированности УУД |
март 2014г. |
Экспертиза |
Система мониторинга |
|
Педагогический совет по теме «Мониторинг результативности реализации программы». Педагогический совет по теме: «Итоги реализации программы апробационной деятельности школа. Перспективы» |
апрель 2014г.
апрель 2015г. |
Оценка выступления на методическом совете. Размещение отчета на сайте школы. |
Презентационные материалы. Отче о реализации программы |