1. Апробационная площадка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Базовая средняя общеобразовательная школа № 1» г. Александровска Пермского края, улица Кирова, 39, телефон: 8(34274)35307, 8(34274)37190; элктронная почта: sh-alek@yandex.ru;
2. ФИО, должность, место работы авторов программы. Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики, заместитель директора по УВР МБОУ «БСОШ № 1» г. Александровска Пермского края ; электронная почта: kolym-olga@yandex.ru .
3. Тема апробационной деятельности площадки.
Организация образовательных практик во внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов при реализации ФГОС ООО
4. Обоснование актуальности выбранной темы для учреждения
(1-3 предложения).
С 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897) обязательным стало обучение школьников по новым ФГОС. Перед нами встали задачи: выбор формы реализации внеурочной деятельности пятиклассников, набора и тематики курсов. Для решения возникших задач мы, во-первых, использовали опыт апробационной деятельности предыдущих лет. Опыт показал, что наибольший результат дают деятельностные формы организации внеурочной деятельности с тематикой, которая личностно – значима для каждого ребенка, поэтому мы решили реализовывать курсы в форме образовательных практик.
Под образовательной практикой понимаем - организованный процесс освоения учащимися технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях.
5. Имеющийся у образовательной организации опыт деятельности
по выбранной теме (2-4 предложения).
Поскольку приоритетным направлением развития региональной системы в течение нескольких лет была подготовка к внедрению ФГОС ООО, поэтому наше образовательное учреждение не могло не включиться в апробационную деятельность по созданию условий для внедрения новых стандартов. Так, в 2011 – 2012 учебном году был разработан проект «Работа с метапредметными категориями при реализации ФГОС ООО», который мы реализовали на краевой апробационной площадке (для школьников 5 -6 классов – это клуб путешественников Гринвич). Опыт апробационной деятельности в течение 2011-2014 годов и лег в основу нового проекта.
6. Ожидаемые образовательные результаты, которые планируется получить в результате апробационной деятельности.
- организация пространства выбора для обучающихся;
- опыт осознанного выбора образовательной практики;
- опыт пробного действия;
- рефлексия собственной деятельности.
7. Организационно-содержательные механизмы и др.), краткое описание предметов апробации (1-3 предложение).
Предметом апробации является организационно-структурная модель реализации краткосрочных образовательных практик, поточно-групповой метод обучения при организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов.
Продолжительность каждой практики - 8 часов каждую учебную четверть.
Курсы выстроены в трех измерениях, в рамках которых организуется выбор:
1) общекультурное («Дизайнер», «Кулинария», «Интеллектуальные игры, «Хоровая студия», «Ритмика»);
2) предметное («Химическая лаборатория», «Конструктор», «ТРИЗ»);
3) виртуальное («Компьютерный мир», «Путешествие во времени»).
В результате для школьников организуется движение во всех измерениях на основе ситуации выбора и пробного действия. Личностно значимый продукт – основное требование выполнения программ практик.
8. Предполагаемые продукты апробационной деятельности (разработки, дидактические, методические материалы, нормативно-правовые документы, статьи, др.).
1) приказы ОУ, локальные документы по введению и реализации образовательных практик;
2) модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включающая краткосрочные образовательные практики в трех измерениях;
3) рабочие программы образовательных практик;
4) разработки сценариев занятий, методические материалы и реализация учебных проектов;
5) система отслеживания промежуточных результатов в рамках апробационной деятельности;
9. Масштаб апробации:
количество педагогов: 14 человек
параллели, классы, в которых происходит апробация: 5-е классы
количество учащихся:70 человек
10. Система оценивания ожидаемых результатов,
в т.ч. образовательных результатов (в форме таблицы).
|
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
1 |
Создание методической базы по организации пространства выбора для обучающихся 5 классов |
Размещение на сайте школы материалов мероприятий, программ курсов, обсуждение материалов на семинарах. |
2 |
Повышение компетенции учителей, задействованных в апробационной деятельности, в вопросах разработки программ и реализации образовательных практик поточно-групповым методом |
Размещение материалов программ на сайте ФГОС ООО Пермского края, на персональных страницах учителей на сайте школы , пополнение материалами портфолио учителей, выступления на семинарах и МО |
3 |
Выстраивание модели реализации образовательных практик, системы внеурочной деятельности обучающихся |
Анализ и корректировка программ курсов по выбору в 5 классе, проведенных мероприятий в соответствии с поставленными задачами. |
4 |
Формирование системы оценивания результатов деятельности (рефлексия) |
Самоанализ деятельности учителей, участвующих в апробационной деятельности. |
5 |
Приобретения школьниками опыта пробного действия |
Мониторинг уровня сформированности у обучающихся умения сделать осознанный выбор |
11. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности образовательной организации на уровне муниципалитета, региона: с кем образовательная организация взаимодействует или планирует взаимодействовать (учреждение или ФИО руководителя/консультанта, его должность), в каких формах т.д.
Научно- методическое сопровождение проекта осуществляет МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района, ГБУДПО «ИРОПК» .
12. Планируемые мероприятия по трансляции результатов апробационной деятельности (в течение двух лет) в форме таблицы:
Мероприятие (форма, предварительное название) |
Уровень мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный) |
Содержание (какой опыт, какие результаты планируется представить педагогическому сообществу) |
Примерные сроки проведения мероприятия |
Орган управления образованием или метод. служба или ответственная организация, |
Муниципальные педагогические чтения
|
муниципальный |
Описание модели организации образовательных практик |
2017 |
МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района.
|
Муниципальные педагогические чтения
|
муниципальный |
Опыт реализации образовательных практик |
2018 |
МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района.
|
Краевой семинар- практикум, организованный на базе МБОУ «БСОШ № 1» |
краевой |
Опыт реализации образовательных практик |
2018 март |
НИУ «ВШЭ-Пермь», МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района.
|
Участие в работе семинаров для школ-апробационных площадках Пермского края |
краевой |
О ходе реализации проекта |
2018, 2019 |
ГБУДПО «ИРОПК» |
Размещение материалов, отчетов на сайте ФГОС ООО |
краевой |
О ходе реализации проекта |
2019 |
ГБУДПО «ИРОПК» |
13. Аннотация апробационной деятельности (кратко, не более 0,3 стр. для размещения информации на портале ФГОС ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»).
Программа апробационной деятельности в МБОУ «БСОШ № 1» «Реализация образовательных практик во внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов» направлена на выявление интересов обучающихся, организацию пространства выбора образовательных практик, приобретение обучающимися опыта пробного действия. Под образовательной практикой понимаем - организованный процесс освоения учащимися технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях. Каждая практика является метапредметной и направлена на формирование компетентностей (коммуникационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная и другие). В течение учебного года каждый пятиклассник имеет возможность осуществить пробы 4-х образовательных практик, 8 часов каждую учебную четверть.
Курсы выстроены в трех измерениях, в рамках которых организуется выбор:
1) общекультурное («Дизайнер», «Кулинария», «Интеллектуальные игры, «Хоровая студия», «Ритмика»);
2) предметное («Химическая лаборатория», «Конструктор», «ТРИЗ»);
3) виртуальное («Компьютерный мир», «Путешествие во времени»
В результате для школьников организуется движение во всех измерениях на основе ситуации выбора и пробного действия..Освоение практической деятельности в рамках выбранных курсов ведется поточно-групповым методом, т.е. в результате выбора школьников формируются малые творческие союзы (МТС) из параллели 3-х пятых классов. В течение учебного года состав групп меняется, что формирует социальную мобильность и коммуникативные навыки обучающихся. Личностно значимый продукт – основное требование выполнения программ практик
14. Программа апробационной деятельности на 2 года (не более
2-3 стр., 12 кегль, в форме таблицы, ориентация листа – альбомная).
Год |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты апробационной деятельности
|
2017 год |
|
|
|
|
1 этап. Подготовительный |
||||
апрель-сентябрь |
Отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.
|
Программа деятельности |
Четкость организации |
Приказы ОУ, локальные документы по введению и реализации образовательных практик |
2 этап. Организационно-аналитический |
||||
май-сентябрь |
Процедура по формированию и выбору практик апрель-май 1 шаг. Родителям и учащимся 4 классов выдается анкета. Цель анкеты: сконцентрировать внимание на своих сильных сторонах и интересах к учению, т.е. задуматься над вопросом «Что мне интересно?» 2 шаг. Август: презентация образовательных практик для родителей и обучающихся 5 классов. 3 шаг. Сентябрь: Собеседования с обучающимися классных руководителей и педагога-психолога об обоснованности выбора 4 шаг Сентябрь Формирование групп .
|
Организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования Анализ полученной информации
Осознание «Что мне интересно»
Выбор практики на 1 четверть |
100% выборов |
Формы анкет, опросные листы, сформированная модель социально-педагогического сопровождения |
В конце каждой четверти
|
Процедура перехода из одной группы, диагностика запросов и выбор новой образовательной практики, внесение необходимых корректировок.
|
Определение выбора практики на новую учебную четверть |
100% выборов |
Система отслеживания промежуточных результатов в рамках апробационной деятельности;
|
|
Разработка рабочих программ образовательных практик |
Готовые программы |
Защита на методическом совете |
Программы |
3 этап. Деятельностный |
||||
2017 Октябрь - май |
Реализация модели социально-педагогического сопровождения
|
Создание условий, обеспечивающих наличие выбора и пробного действия обучающихся |
Опросы |
модель |
2017-2018 |
Реализация образовательных практик |
Реализованные практики |
Положительная динамика, опросы родителей, обучающихся |
Разработка сценариев отдельных занятий. |
2018 сентябрь |
Организация процедуры по определению краткосрочных практик, переходящих в разряд долгосрочных |
Создание условий, обеспечивающих наличие выбора |
Опросы |
Новая модель организации образовательных практик в школе |
4 этап. Аналитический |
||||
2019 |
Оценка результатов деятельности, анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
|
Положительный эффект |
Диагностика, опросы. |
Программа, сценарии курсов, обобщение и трансляция опыта, апробированная модель организации краткосрочных образовательных практик |