1. Апробационная площадка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Базовая средняя общеобразовательная школа № 1» г. Александровска Пермского края, улица Кирова, 39, телефон: 8(34274)35307, 8(34274)37190; электронная почта: sh-alek@yandex.ru
2.ФИО, должность, место работы авторов программы. Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики, заместитель директора по УВР МБОУ «БСОШ № 1» г. Александровска Пермского края.
3. Тема апробационной деятельности площадки: Организация образовательных практик во внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов при реализации ФГОС ООО
4. Обоснование актуальности выбранной темы для учреждения (1-3 предложения): С 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897) обязательным стало обучение школьников по новым ФГОС. Перед нами встали задачи: выбор формы реализации внеурочной деятельности пятиклассников, набора и тематики курсов. Для решения возникших задач мы, во-первых, использовали опыт апробационной деятельности предыдущих лет. Опыт показал, что наибольший результат дают деятельностные формы организации внеурочной деятельности с тематикой, которая личностно – значима для каждого ребенка, поэтому мы решили реализовывать курсы в форме образовательных практик.
Под образовательной практикой понимаем - организованный процесс освоения учащимися технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях.
5. Имеющийся у образовательной организации опыт деятельности
по выбранной теме (2-4 предложения): Поскольку приоритетным направлением развития региональной системы в течение нескольких лет была подготовка к внедрению ФГОС ООО, поэтому наше образовательное учреждение не могло не включиться в апробационную деятельность по созданию условий для внедрения новых стандартов. Так, в 2011 – 2012 учебном году был разработан проект «Работа с метапредметными категориями при реализации ФГОС ООО», который мы реализовали на краевой апробационной площадке (для школьников 5 -6 классов – это клуб путешественников Гринвич). Опыт апробационной деятельности в течение 2011-2014 годов и лег в основу нового проекта.
6.Ожидаемые образовательные результаты, которые планируется получить в результате апробационной деятельности.
- положительная динамика выявленных интересов и ведущих сфер деятельности обучающихся
- положительная динамика сформированных способностей и склонностей обучающихся
- В результате выбора практики создается временная образовательная группа, где встречаются учащиеся 2-х пятых классов, что ставит их в ситуацию необходимости коммуникации, а наличие выбора способствует самоопределению, развитию самостоятельности, ответственности за собственный выбор и рефлексии собственной деятельности.
7. Организационно-содержательные механизмы и др.), краткое описание предметов апробации (1-3 предложение). Комплекс методов, приемов и форм деятельности в рамках системы работы по организации образовательных практик во внеурочной деятельности обучающихся.
8. Предполагаемые продукты апробационной деятельности (разработки, дидактические, методические материалы, нормативно-правовые документы, статьи, др.).
- модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включающая долгосрочные (ДОП) и краткосрочные образовательные практики (КОП);
- рабочие программы образовательных практик (КОП, ДОП);
-разработки сценариев занятий.
9. Масштаб апробации:
количество педагогов: 11человек
параллели, классы, в которых происходит апробация: 5-е классы
количество учащихся:75 человек
10. Система оценивания ожидаемых результатов, в т.ч. образовательных результатов (в форме таблицы).
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы оценивания ожидаемых результатов |
Положительная динамика выявленных интересов и ведущих сфер деятельности обучающихся
|
В апреле-мае при сотрудничестве с педагогом-психологом и классными руководителями 4-х классов проводится исследование на определение склонностей и способностей обучающихся по методикам А.И. Савенковаи тест «Способности» (Комарова А.В.). В конце 5-го класса проводится то же обследование и выявляется динамика |
Положительная динамика сформированных способностей и склонностей обучающихся |
Выявляются интересы и ведущие сферы деятельности обучающихся по методике А.И. Савенковой на конец 4-го класса. В конце 5-го класса проводится то же обследование и выявляется динамика
|
В результате выбора практики создается временная образовательная группа, где встречаются учащиеся 2-х пятых классов, что ставит их в ситуацию необходимости коммуникации, а наличие выбора способствует самоопределению, развитию самостоятельности, ответственности за собственный выбор и рефлексии собственной деятельности.
|
Положительная динамика сформированности личностных и коммуникативных УУД |
11. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности образовательной организации на уровне муниципалитета, региона: с кем образовательная организация взаимодействует или планирует взаимодействовать (учреждение или ФИО руководителя/консультанта, его должность), в каких формах т.д.
Научно- методическое сопровождение проекта осуществляет МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района.
12. Планируемые мероприятия по трансляции результатов апробационной деятельности (в течение двух лет) в форме таблицы:
Мероприятие (форма, предварительное название) |
Уровень мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный) |
Содержание (какой опыт, какие результаты планируется представить педагогическому сообществу) |
Примерные сроки проведения мероприятия |
Орган управления образованием или метод. служба или ответственная организация, |
На семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях различного уровня; |
муниципальный |
Описание модели организации образовательных практик |
2017-2018 |
МБОУ ДПОВ «ЦИТО» Александровского муниципального района.
|
13. Аннотация апробационной деятельности (кратко, не более 0,3 стр. для размещения информации на портале ФГОС ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»).
Перед нами встали задачи: выбор формы реализации внеурочной деятельности пятиклассников, набора и тематики курсов. Мы понимали, что необходимо создать такую среду, которая будет иметь ярко выраженный воспитательный эффект; среду, обеспечивающую активизацию социальных, интеллектуальных, творческих и других интересов и способностей обучающихся. Для решения возникших задач мы, во-первых, использовали опыт апробационной деятельности предыдущих лет. Опыт показал, что наибольший результат дают деятельностные формы организации внеурочной деятельности с тематикой, которая личностно – значима для каждого ребенка, поэтому мы решили реализовывать курсы в форме образовательных практик. Под образовательной практикой понимаем - организованный процесс освоения учащимися технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях. Каждая практика является метапредметной и направлена на формирование компетентностей (коммуникационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная и другие).
14. Программа апробационной деятельности на 2 года (не более
2-3 стр., 12 кегль, в форме таблицы, ориентация листа – альбомная).
Год |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты апробационной деятельности |
2016 |
Проведение диагностики обучающихся |
Определен -уровень сформированности склонностей и способностей -интересов и ведущих сфер деятельности обучающихся |
методики |
Результаты диагностики |
2016 |
Организация выбора обучающимися КОП и ДОП |
Определение планируемых КОП, ДОП. |
100% выборов |
Выявлены для реализации КОП и ДОП. |
2017 |
Формирование модели организации внеурочной деятельности |
Сформированная модель на основе исследований |
Получение динамической, работоспособной модели |
модель |
2017 |
Разработка рабочих программ курсов |
Готовые программы |
Защита на методическом совете |
Программы курсов ДОП, КОП. |
2017-2018 |
Реализация образовательных практик |
Реализованные практики |
Положительная динамика, опросы родителей, обучающихся |
Разработка сценариев отдельных занятий. |
2019 |
Оценка результатов деятельности |
Положительный эффект |
Диагностика, опросы. |
Программа, сценарии курсов, обобщение и трансляция опыта |