Программа деятельности апробационной площадки ФГОС ООО
Пермского края
1.Апробационная площадка
МБОУ «Бардымская СОШ №2», с. Барда, улица Советская, 19а,
8(34292)2-04-59, sh2_barda@mail.ru
2.ФИО, должность, место работы авторов программы
Ибрагимова Янсира Муллануровна, заместитель директора по методической работе МБОУ «Бардымская СОШ №2»
3.Тема апробационной деятельности площадки
Проектные мастерские как механизм формирования у учащихся 5 класса умения планировать собственную деятельность.
4.Обоснование актуальности выбранной темы
Формирование у учащихся умения планировать свою деятельность является важной задачей образоввательного процесса, так как план – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Из данного определения следует, что план должен помимо целей, последовательности и срока включать в себя: содержание работы – что будем делать вообще, ее объем – сколько будем делать и методы – какими способами будем делать. Вопрос планирования своей деятельности особенно актуален для учащихся 5-х классов, так как в силу возрастных особенностей младшие подростки еще не умеют самостоятельно организовать свою деятельность и управлять ею.
Мы считаем, что умения организовывать и управлять своей деятельностью формируются при работе над проектами. Именно проектная технология способствует формированию умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выбирать наиболее оптимальный вариант достижения цели. В ходе разработки и реализации проектов необходимо распределять обязанности, планировать виды выполняемых работ, способы достижения результата, временные и информационные ресурсы.
Механизмом решения, обозначенной выше, проблемы будет проектная деятельность младших подростков, организованная во внеурочной деятельности в форме проектных мастерских. В проектных мастерских учащиеся научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами. В конце учебного года будет организован «фестиваль проектов», на котором учащиеся презентуют итоговый проектный продукт и расскажут о том, чему научились за год.
5. Предметы апробации (элементы образовательного процесса, организационно-содержательные механизмы и др.)
1. Организация деятельности проектных мастерских для учеников 5-х классов.
2. Содержание деятельности проектных мастерских и педагогические методы, обеспечивающие формирование умения планировать собственную деятельность;
3. Система оценивания уровня сформированности умения планировать собственную деятельность.
6. Масштаб апробации: количество педагогов; параллели, классы, в которых проходит апробация; количество учащихся, предметы, на которых апробируется стандарт
Количество учителей: 12 человек.
Класс: 5-классы
Количество учащихся-73
Внеурочная деятельность
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности
Образовательные результаты: умение планировать поэтапную реализацию целей, заданных учителем и разделенных учеником, подбирать средства достижения целей, осуществлять выбор наиболее эффективных средств, планировать необходимые ресурсы для достижения цели, соотносить свои действия с планом.
Методические результаты: обретение педагогами школы опыта организации и проведения проектных мастерских, опыта формирования у учащихся умений планировать собственную деятельность при разработке и реализации проектов, опыта управления ученическим проектированием.
8. Система оценивания ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов. |
|
Образовательные результаты |
Разработанные критерии оценки умения планировать. Составленный паспорт проекта, планы реализации проектов. Наблюдение за деятельностью учащихся на этапе планирования (карта наблюдений). Презентация продукта деятельности. Фестиваль проектов. |
|
Методические результаты |
Программы проектных мастерских. Взаимопосещение проектных мастерских педагогами школы. Проведение семинаров, открытых занятий, мастер-классов для педагогов Бардымского муниципального района, педагогов Пермского края. Выступления на научно-практических конференциях. Размещение материалов апробационной деятельности на сайте школы, сайте ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края». |
|
9.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности
Методические:
- программы проектных мастерских;
- описание опыта работы АД;
- пакет педагогических и ученических проектов;
- методические рекомендации по развитию у учащихся умения планировать собственную деятельность при разработке и реализации проектов.
Дидактические:
- требования к плану;
- памятка для учащихся «Как составить план работы»;
- диагностические задания (учебные ситуации), требующие составления и реализации плана.
Оценочные:
- критерии оценки плана.
Нормативные документы ОУ:
- приказы:
«Об организации апробационной деятельности по теме: «Проектные мастерские как механизм формирования у учащихся 5 класса умения планировать собственную деятельность»;
«О создании проблемно-творческой группы по вопросам организации апробационной деятельности»;
- локальный акт «Положение о проектных мастерских».
10. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности
Механизмы взаимодействия с родителями:
ü Родительские собрания «Об апробации ФГОС в основной школе», «Как помочь ребенку научиться планировать свою деятельность».
ü Сайт школы (форум).
ü Детско-взрослое сотрудничество при реализации проектов.
ü Информирование родителей о работе проектных мастерских.
ü Психологическое сопровождение апробационной деятельности.
Механизмы взаимодействия с социальным окружением школы
ü Партнерствос районной библиотекой, учреждениями дополнительного образования детей, органами здравоохранения, социального развития, администрацией Бардымского поселения при разработке и реализации совместных (взаимовыгодных) проектов.
ü Участие представителей социального окружения школы в школьном фестивале проектов в качестве зрителя, члена жюри, организатора.
ü Сотрудничество (взаимовыгодное) с бизнес-структурами с целью привлечения средств для разработки и реализации проектов.
11. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует (учреждение или ФИО руководителя/ консультанта, его должность), в каких формах и т.д.
ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края»
12. Аннотация апробационной деятельности
Формирование у учащихся умения планировать свою деятельность является важной задачей учебно-воспитательного процесса, так как план – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Вопрос планирования своей деятельности особенно актуален для учащихся 5-х классов, так как в силу возрастных особенностей младшие подростки еще не умеют организовать свою деятельность и управлять ею.
Механизмом, обеспечивающим формирование умение планировать мы определили проектную деятельность младших подростков, организованную во внеурочной деятельности в форме проектных мастерских. В проектных мастерских учащиеся научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами. В конце учебного года будет организован «фестиваль проектов», на котором учащиеся презентуют итоговый проектный продукт и расскажут о том, чему научились за год.
13.Программа апробационной деятельности
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
Подготовительный этап 2012-2013 учебн. год |
Изучение ФГОС ООО. Изучение научно-методической литературы по проектной технологии. Самоообразование и саморазвитие педагогов по данной проблеме |
Понимание особенностей ФГОС ООО; проектной технологии, готовность к практической реализации. |
Анкетирование, собеседование. Проблемно-творческая группа учителей
|
Создание банка научно - методической литературы по проектированию |
Разработка программы проектных мастерских |
Программа деятельности проектных мастерских в 2013-2014 гг. |
Защита программы на МС. |
Программа деятельности проектных мастерских |
|
Разработка инструментария оценивания умения планировать. |
Инструмент оценивания – паспорт проекта. Разработано содержание паспорта проекта. |
Презентация паспорта проекта на МС |
1. Памятка для учащихся «Как составить план работы». 2.Паспорт проекта. 3. Диагностические задания ( учебные ситуации), требующие составления и реализации плана |
|
Работа проектных мастерских: «Мастерская добрых дел» «Чудный миг творения» «Дизайн-бюро» «Виртуальная мастерская» «Истоки» «Что в имени твоем» Опрос уч-ся в 5-х классов по выбору типов, тем проектов, мастерских (формирование групп) |
Пилотные группы по проектам |
Сформирована группа учащихся включенных в проектную деятельность |
Реклама проектных мастерских |
|
Внесение изменений в Положение о СЧ ФОТ педагогов |
Стимулирование педагогов к участию в апробационной деятельности |
12 педагогов-апробаторов
|
Положение о стимулировании педагогов с новыми дополнениями. |
|
Основной этап 2012-2013 учебный год: 5 классы |
Организация работы проектных мастерских «Мастерская добрых дел» «Чудный миг творения» «Виртуальная мастерская» «Истоки» «Что в имени твоем» «Дизайн-бюро».
|
Получение учащимися 5–х кл. опыта планирования собственную деятельность в ходе создания, анализа, реализации группового проекта; фиксация учащимися своих действий, формирование не менее, чем у 40% учащихся 5 кл. умений планировать деятельность. |
Экспертиза паспорта проектов |
Заполненный паспорт проекта. Критерии оценки плана проектной деятельности. Продукт учителей: аналитическая справка по реализации программ проектных мастерских |
Рефлексивный семинар для педагогов |
Фиксация проблем, достижений Коррекция орг. модели деятельности проектных мастерских, программ мастерских, материалов оценивания Создание карты наблюдений за деятельностью учащихся на этапе планирования. |
Презентация работы на рефлексивных семинарах в ЦРО ПК Анализ результатов работы участников апробационной деятельности Создание на сайте школы раздела «Проектные мастерские» |
1. Методические рекомендации по развитию у учащихся умения планировать собственную деятельность при разработке и реализации проектов. 2.Скорректированное положение деятельности проектных мастерских, материалы оценивания результатов апробации, процедура оценивания |
|
Основной этап 2013-2014 учебный год 6 классы |
Организация работы проектных мастерских для параллели учащихся 6 классов Проведение процедур оценивания умения планировать в ходе создания проекта. |
Получение учащимися 6-х классов опыта планирования поэтапной реализации целей выбора наиболее эффективных средств, планирования ресурсов, формирование не менее 50% учащихся 6-х классов ожидаемых УУД |
Аналитические заседания проблемно- творческой группы учителей Критериальное оценивание результатов в ходе разработанных процедур оценивания. Отзывы родителей, педагогов, учащихся |
Продукт учащихся: Творческий проект Сценарий праздника, посвященного к 8 Марта Продукт учителей: аналитическая справка по реализации программ проектных мастерских |
Фестиваль проектов «Ваше величество Женщина» |
Опыт работы в команде для получения единого проекта |
Презентация проектов |
Пакет ученических проектов. |
|
Основной этап 2014-2015 учебный год 7 классы |
Организация работы проектных мастерских для параллели учащихся 6 классов Проведение процедур оценивания умения планировать в ходе создания проекта. |
Получение учащимися 7-х классов опыта опыта планировать поэтапную реализацию целей, подбирать средства достижения целей, осуществлять выбор наиболее эффективных средств, планировать необходимые ресурсы для достижения цели, оценивать свои действия, как по результату, так и по способу и последовательности действий.
|
Аналитические заседания проблемно- творческой группы учителей Критериальное оценивание результатов в ходе разработанных процедур оценивания. Отзывы родителей, педагогов, учащихся |
Продукт учащихся: Практико-ориентированный проект Оформление рекреаций Продукт учителей: аналитическая справка по реализации программ проектных мастерских |
|
Фестиваль проектов «Школа – наш дом» |
Опыт работы в команде для получения единого проекта, формирование не менее 70% учащихся 7-х классов ожидаемых УУД |
Презентация проектов |
Пакет ученических проектов. |
Заключительный этап Май 2015 года |
Обобщение опыта апробационной работы. |
Описание опыта и коррекция методических и дидактических материалов. Представление опыта работы профессиональному сообществу. Демонстрация содержания деятельности проектных мастерских.
|
Аналитические и экспертные семинары. Представление опыта на семинарах муниципального краевого уровней. |
1.Описание работы и презентация результатов апробационной деятельности, пакет методических и дидактических материалов – продуктов апробационной деятельности, откорректированных по итогам апробации 2. Пакет педагогических и ученических проектов |
Разработка плана дальнейшего развития проекта. |
Интеграция деятельности с другими образовательными учреждениями и учреждениями социума. Расширение проектной деятельности среди учащихся других классов |
Наличие отзывов педагогов, родителей в Интернете, на сайте школы. |
Перспективный план работы проектных мастерских |