Программа деятельности
апробационной площадки ФГОС ООО
1. Апробационная площадка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», г.Кунгур
2. Авторы программы: Хасанова Светлана Петровна, заместитель директора по учебной работе; Марина Александровна Катыгина, учитель русского языка и литературы; Ефимова Наталья Владимировна, учитель биологии; Кермасова Галина Владимировна, учитель географии, Змеева Елена Владимировна, учитель русского языка; Водзяновская Наталья Петровна, учитель русского языка, Ваккер Галина Васильевна, учитель истории; Чазова Наталья Александровна, учитель математики.
3. Тема апробационной площадки «Формирование универсальных учебных действий (регулятивных УУД)учащихся 5,6 классов через учебную деятельность »
4. Обоснование актуальности выбранной темы:
Тема актуальна. Деятельность площадки направлена на успешное введение в общеобразовательной школе ФГОС ООО, на снижение уровня тревожности педагогов при переходе на новый образовательный стандарт.
Необходимо создать в школе образовательную среду, позволяющую учащимся школы осваивать универсальные учебные действия, составляющие основу умений учиться.
5.Предметы апробации:
* организация и содержание учебной деятельности учащихся на уроках (русский язык, биология, география, математика, история)
6. Масштаб апробации:
Продолжительность апробации по времени:
2012/2013 учебный год
2013/2014 учебный год
5(6кл.) классы, 45 учащихся, 8 педагогов, завуч, психолог
Предметы, на которых апробируется стандарт: русский язык, биология, математика, история
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности педагогов:
1) методические рекомендации для педагогов русского языка, математики, истории, биологии, географии, преподающих в 5,6 классах (формирование регулятивных УУД);
2) дидактические материалы для педагогов русского языка, математики, истории, биологии, географии в 5,6 классах;
3) пакет апробированных диагностик уровня сформированности регулятивных УУД
4) повышение профессиональной компетентности через взаимопосещение уроков
(самоанализ урока педагога с точки зрения формирования регулятивных УУД; наблюдение);
учащихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
8.Система оценивания ожидаемых результатов (в форме таблицы).
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Обеспечение условий для проведения апробации |
Использование современных педагогических технологий (ТКМЧП, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, проектная технология, технология проблемного диалога) - создание учебных (проблемных) ситуаций на уроке;
- повышениеквалификации педагогов через систему семинаров, курсов,
|
|
|
Создание мотивации и позитивного отношения родителей учащихся, привлечение их к общественно-значимым школьным делам и участию в подготовке школы и детей к внедрению ФГОС. |
Участие в работе родительских клубов и конференций |
Анализ изменений в учебной деятельности |
Изучение материалов: диагностик, листов самооценки учащихся, работ учащихся; самоанализ уроков педагогов с точки зрения формирования регулятивных УУД |
Обобщение результата Рекомендации по теме апробации |
Подготовка методических рекомендаций для педагогов истории, математики, русского языка, биологии; дидактические материалы для педагогов выше указанных предметов |
9.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
Методические:
*методические материалы педагогов « Я делал так» на электронном носителе (из опыта работы педагогов );
проекты уроков с описанием учебной задачи (проблемной ситуации);
* фрагмент тематического планирования по предмету (с прописыванием УУД)
Дидактические:
* виды заданий для учащихся по предметам, направленные на развитие регулятивных УУД:
Примеры учебных задач (проблемных ситуаций)
Оценочные:
Диагностики, позволяющие определить уровень сформированности регулятивных УУД
Аналитические:
Аналитическая записка
10.Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
Программа апробационной деятельности рассчитана на использование воспитательного потенциала школы, который складывается из взаимодействия школы с общественно-государственными органами и социальной среды, учреждениями культуры и центрами дополнительного образования
Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы представим в виде таблицы, отражающей направления деятельности и формы деятельности:
Направления деятельности: |
Формы деятельности: |
1. Изучение семей учащихся. |
1. Анкетирование, посещение семей, деловые игры, творческие конкурсы. |
2. Педагогическое просвещение родителей. |
2. Родительские собрания, лектории; педагогические практикумы; обзор популярной педагогической литературы для родителей; день открытых дверей; обмен опытом воспитания детей в семье. |
3. Включение родителей в совместное планирование ВР и КТД, их участие в КТД. |
3. Праздники, концерты; посещение музеев; походы, дни здоровья; экскурсии.
|
4. Психологическая помощь родителям. |
4. Диагностика детско-родительских отношений; индивидуальные консультации; родительский всеобуч. |
5. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Информирование родителей о деятельности апробационной площадки школы по теме «Формирование УУД…» в 5 ,6 классах.
|
5. Тематические и итоговые родительские собрания; результаты диагностирования учащихся. |
11.Описание научно – методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует (Учреждение, Ф.И.О.), в каких формах:
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответств. |
|
Организация и проведение курсов повышения квалификации по ФГОС |
||
1 |
Создание плана-графика повышения квалификации педагогических работников ОУ в связи с введением ФГОС |
Сентябрь-ноябрь |
С.П.Хасанова ИМО
|
2 |
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации в связи с введением ФГОС |
В течение года |
С.П.Хасанова ИМО |
|
Экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности МБОУ «СОШ №12»- апробационной площадки по подготовке к введению ФГОС основного общего образования |
||
1 |
Размещение на сайте школы плана по апробации ФГОС по обеспечению апробации ФГОС общего образования на учебный год |
В течение года |
С.П.Хасанова Н.А.Чазова |
2 |
Участие в информационно-методических семинарах для апробационных площадок ФГОС основного общего образования в ЦРО Перми |
В течение года |
ЦРО, Пермь С.П.Хасанова Е.В.Змеева Н.П.Водзяновская Н.В.Ефимова Г.В.Кермасова Н.А.Чазова |
3 |
Консультации по организации и деятельности апробационных площадок в Центре развития образования Пермского края
|
Март-ноябрь |
ЦРО, Пермь С.П.Хасанова Е.В.Змеева Н.В.Ефимова |
4 |
Участие в проектном семинаре «Современные образовательные технологии в контексте ФГОС» |
Сентябрь - май |
РИНО ПГНИУ |
5 |
Организация деятельности творческой группы учителей 5 классов (современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе) |
2012-2013 уч. г. |
Чазова Н.А. |
6 |
Трансляция опыта апробационной площадки ФГОС основного общего образования |
В течение двух лет |
С.П.Хасанова Г.Г.Коверигина |
7 |
Организация и проведение круглых столов, семинаров по вопросу «Формирование УУД (регулятивные УУД)»
|
В течение двух лет
|
С.П.Хасанова Г.В.Кермасова Н.П.Водзяновская Е.В.Змеева С.П.Хасанова Н.В.Ефимова М.А.Катыгина Г.В.Ваккер
|
|
Разработка и апробация материалов для осуществления научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО |
||
1 |
Подбор инструментария для оценки метапредметных(регулятивных) результатов и апробация инструментария.
|
В течение года |
С.П.Хасанова М.А.Катыгина Н.В.Ефимова Н.П.Водзяновкая Е.В.Змеева Г.В.Кермасова Н.А.Чазова Г.В.Ваккер
|
2 |
Участие педагогов в рамках сетевого сотрудничества (ООП на базе МАОУ СОШ №10 Кунгура «Развитие профессиональной компетенции педагогов» |
В течение 2012-2013 уч. года |
Н.П.Горбацевич (РИНО ПГНИУ) МАОУ СОШ № 10, СОШ №12
|
3 |
Сетевое сотрудничество с педагогами апробационных площадок, работающих по теме «Формирование УУД…» в Пермском крае (г. Березники, СОШ № 5, г.Кунгур, лицей № 1)
|
В течение 2013-2014 уч. года |
ЦРО, Павелкин В.Н., Акулов А.А., начальник отдела сопровождения С.П.Хасанова Е.В.Змеева |
4 |
Консультирование педагогов в ИМО Управления образования администрации города , в ЦРО ПК |
В течение 2 лет |
ИМОУправления образования администрации города Начальник отдела Н.В.Еремина, методист Т.А.Поваренкина ЦРО ПК
|
12.Аннотация апробационной деятельности (кратко, не более 0,3 стр для размещения на сайте ЦРО)
Сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
В связи с решением данного вопроса в школе создана апробационная площадка «Формирование универсальных учебных действий (регулятивных УУД) учащихся через учебную деятельность». Человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.А для этого должен быть изменён способ обучения.
Деятельность апробационной площадки носит значимый, практико-ориентированный характер, т.к. УУД рассматриваются как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности.
Определена конкретная цель: создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения; сформулированы реальные задачи: повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации; повысить интерес учащихся к способу действий; формировать способности к самовыражению и самореализации.
Деятельность площадки будет реализована через апробацию материалов ФГОС второго поколения по формированию регулятивных УУД, разработку оценочных материалов по оценке метапредметных результатов (регулятивные УУД), проектирование уроков с точки зрения формирования УУД, применение и распространение методических и дидактических материалов по формированию УУД); подбор диагностик (сформированность регулятивных УУД)
13. Программа апробационной деятельности на 2 года (не более 2-3 стр.12 кегль, в форме таблицы, ориентация альбомная).
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
продукты |
Август - октябрь 2012г. |
Подбор диагностик (сформированность регулятивных УУД) |
Перечень диагностик |
Диагностические тесты |
Перечень диагностик Методические рекомендации по использованию диагностик |
Сентябрь 2012г. |
Стартовая диагностика учащихся 5 кл. (регулятивные УУД), |
Определение уровня сформированности УУД учащихся (регулятивные ) |
Диагностические тесты |
Результаты диагностирования |
Декабрь 2012г. Май 2013г. |
Промежуточная диагностика учащихся 5 классов (регулятивные УУД) |
Положительная динамика сформированности регулятивные УУД учащихся |
Диагностические тесты |
Результаты диагностирования |
Август – сентябрь 2012г. |
Тематическое поурочное планирование |
Наличие поурочного тематического планирования по предметам |
Обсуждение и утверждение на ШМО |
Наличие поурочного тематического планирования |
Ноябрь 2012 г. |
Родительские собрания |
Информирование родителей о деятельности апробационной площадки |
Включение родителей в обсуждение |
Памятки для родителей
|
Сентябрь – май 2013г. |
Обучение педагогов (современные педтехнологии) |
Использование педтехнологий в практической деятельности |
Наблюдение (тьютор Чазова Н.А.) |
Методические рекомендации для педагогов
|
Ноябрь 2013 г. |
Организация семинаров для педагогов русского языка, биологии, географии, математики, истории (формирование регулятивных УУД) |
готовность педагогов самостоятельно решать задачи: формирование регулятивных УУД
|
*включение педагогов в обсуждение актуальных вопросов |
Памятки для педагогов |
2012/2013 уч.г
|
Сетевое сотрудничество с педагогами апробационных площадок, работающих по теме «Формирование УУД…» в Пермском крае
|
Обмен опытом работы |
Наблюдение обсуждение |
Методические рекомендации для педагогов |
Январь – апрель 2013 г. |
Уроки истории, математики, русского языка, биологии, истории с точки зрения формирования УУД (регулятивные УУД) в 5кл. |
«Схема» анализа урока с точки зрения формирования УУД |
*Наблюдение *Взаимопосещение уроков *Самоанализ урока учителем с точки зрения формирования УУД |
*Методические рекомендации для педагогов по проектированию урока с точки зрения формирования УУД (регулятивные УУД ) |
Август 2013г.
Июнь-Сентябрь 2013г.
3 неделя сентября 2013 г
Октябрь 2013г.
Сентябрь, декабрь, февраль, апрель 2013-2014 уч. г.
Октябрь-март 2013-2014 уч. Г. |
Мастер-класс в ЦРО ПК
Сетевое взаимодействие с педагогами школы №5 Г.Березники
Участие в краевом семинаре школа №5 г. Березники
Краевой семинар на базе шк. №12 г. Кунгура Открытые уроки математики, биологии русского языка, истории
Диагностика сформированности целеполагания учащимися (к.п. н. Т. С. Фещенко)
Взаимопосещение уроков коллег |
Обмен опытом работы педагогов
Совместно спроектированные уроки
Обсуждение, обмен опыта работы
Обсуждение, обмен опыта работы
Оценка уровня сформированности регулятивных УУД (целеполагание)
Умение учащихся организовать свою учебную деятельность: постановка учебной задачи. Создание учителем проблемной ситуации и организация выхода из неё. |
Наблюдение и оценивание
Анализ семинара сотрудниками ЦРО ПК
Анализ семинара сотрудниками ЦРО ПК
Самоанализ и анализ уроков коллег |
Проекты уроков
Конспекты уроков
Презентация семинара на сайте ОУ
Презентация семинара на сайте ОУ
Аналитическая справка уровня сформированности целеполагания учащимися 6 А, 6 Б классов
Лист взаимопосещения уроков (методические рекомендации) |
Апрель 2014 г. |
Проведение кругло го стола для педагогов |
Осознанность действий педагогов (что я делаю, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю)
|
Обсуждение
|
методические рекомендации для педагогов |
Апрель - июнь 2014г. |
Обобщение опыта педагогов через мастер-классы
|
Внутренняя установка педагогов на практическое применение механизмов по формированию регулятивных УУД |
Лист оценки деятельности учителя |
методические рекомендации для педагогов истории, математики, русского языка, биологии |
Тел. 8 (3 4 2 71) 3 35 52 МБОУ «СОШ №12»
Svetlana-hasanova12@mail.ru