Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Знаки препинания в сложном предложении".

Автор: Змеева Елена Владимировна

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении.

Тип урока:открытие новых знаний (технология деятельностного подхода)

Цель:выявление сведений о правилах постановки запятой в сложном  и простом предложениях.  

Задачи:

Предметные:сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами; сформировать правило постановки знаков препинания в СП.

Метапредметные:способствовать развитию учебно-информационных умений, развитию умений  построения логической цепочки рассуждения и коммуникативных навыков;   воспитывать ценностное отношение к способу получения знаний.

 

Этапы

Содержание урока

 

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

На доске записано предложение.

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я.

_ Расставьте знаки препинания и ответьте, сколько человек находилось в комнате?

Есть единство в ответах? (нет, потому что знаки можно поставить по-разному, информация, полученная,  будет различна). Учащиеся делают вывод о том, как важно правильно расставить знаки препинания, чтобы получить правильную информацию.

 

-умение расставлять знаки препинания,

-включение учащихся в учебную деятельность

на личностно значимом уровне.

 

 

 

 

 

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

 

 

 

2.Актуализация знаний. Ситуация успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске записаны два предложения (знаки препинания не расставлены)

Светит яркое солнце, и воркуют чудесные птицы. Светит яркое солнце и обогревает всю землю.       

- Подумайте, нужны ли знаки препинания в этих предложениях. 

 

 

 

 

- воспроизвести синтаксический разбор простого предложения, умение находить грамматическую основу предложения.

- анализ,сравнение, обобщение, 

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполение пробного учебного действия (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К);

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К)

 

3.Выявление места и причины затруднения.

 

 

Формулировка проблемы

 

- Знаете ли вы правила постановки знаков препинания в СП, и зависит ли правило постановки от союза.

 

НАЗОВИТЕ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА (Знаки препинания в сложном предложении).

ПОСТАВЬТЕ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ НА УРОК. ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬСЯ? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

 

 

-умение определять главные и второстепенные члены предложения,

 

- анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

- подведение под понятие (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели (П);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- контроль (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Возможно, кто-то из учеников  смо­жет  сразу рассказать  алгоритм действий для определения критерий, которые будут характеризовать сложное или простое предложение. Если таких не будет, то учитель использует подводящий диалог.

А) Запишите  предложение с доски (слайда). Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку. Подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными членами).

Б) Запишите предложение с доски (слайда). Заиграла тихая музыка, и поезд  отправился с вокзала. В нашем саду растет жасмин, а бабушка посадила вишню. Что можете сказать об этих предложениях? Как вы определили , что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа).

- Сравните постановку запятой в сложном предложении и простом предложении.

 

 

 

 

 

 

- определение  простого и сложного предложения,  однородных членов,

- проговаривание последовательности действий (алгоритм);

-умение различать союзы, связывающие однородные члены и союзы, соединяющие части сложного предложения

 

 

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

5.Реализация построенного проекта.

 

- Запись  стихотворения И.Бунина «Костер» (Упр. 51)

Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается. И трещит, и пылает костер. Пышет пламя в лицо, теплый дым на ветру развевается. Затянул весь лесной косогор. Лес гудит на горе, низко гнутся березы ветвистые. Меж стволами качается тень. Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые этот солнечный ветреный день (в упражнении знаки препинания не расставлены).

- Подчеркнуть  грамматическую основу во всех предложениях,

 - Выделить общие существенные признаки  СП,

-составить  алгоритм действий при выявлении СП,

- составить схему СП,

-расставить знаки препинания.

 

Возможно, алгоритм  будет такой:

1.      Определить грамматическую основу.

2.      Убедиться, что сказуемое или подлежащие не являются однородными.

3.      Определить союз, связывающий части СП.

4.      Поставить знаки препинания.                                                                                                             

 

При условии затруднения учащихся, можно предложить игру «Поймай на слух».

Учитель называет разные признаки и простого и сложного предложения, ученики должны хлопком в ладоши отреагировать на признаки СП. 

Контроль  учащиеся производят на основе параграфа учебника, или на основе подготовленного  слайда учителя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

-умение составлять схемы СП  с ;

-выполнение опорного конспекта;

- проговаривание последовательности действий (алгоритм)

 

- смыслообразование (Л);

- анализ, (П);

- выражение гипотез и их обоснование (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

схемы) (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

- контроль (Р);

- оценка (Р);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов (К).

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

Работа в парах.

Упр. 52, даны схемы сложных предложений. Задача двух учеников составить по каждой схеме свое сложное предложение и выстроить алгоритм доказательства о том, что оно таковым является.

-усвоение способа действий при работе со схемами:

- в парах.

- умение выполнять  расстановку знаков препинания в СП,

- умение определять грамматическую основу. 

- анализ, синтез, аналогия (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль (Р);

- оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий (К)

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

На слайд выведен текст  старой африканской сказки. Задача ребят выписать из всего текста только сложные предложения, определив грамматическую основу и расставив знаки препинания.

Паук Анаси  считал себя умнее всех на свете. Он умел строить мосты, сооружать плотины, проводить дороги, умел ткать, умел и охотиться. Но делиться мудростью он ни с кем не хотел. В один прекрасный день Анаси решил собрать всю мудрость, он хотел спрятать её подальше и сохранить для себя. Бродил он по белу свету, собирал мудрость везде и складывал в большой глиняный горшок. Горшок наполнился. Анаси   придумал спрятать его на вершине высокого дерева.  Паук прижимал горшок к животу и  взбирался вверх.  Ему было очень трудно.  «Отец, - сказал ему сын Интикула, - если бы ты передвинул горшок на спину, тебе было бы легче».  Анаси передвинул горшок на спину, легко вскарабкался на дерево и смутился. Он нес целый горшок мудрости, а не знал, как с этой мудростью на дерево забраться! В гневе Анаси разбил горшок, и мудрость разлетелась в разные стороны.  Сбежались люди, чтобы собрать немного мудрости для себя. (Эту африканскую сказку всегда вспоминают, когда говорят: «Одна голова – хорошо, а две – лучше»).

решил спрятать его

При самопро­верке учащиеся обмениваются тетрадями ставят плюс за каждое предложение. Затем выводится новый слайд с этим же текстом, но выделенным другим цветом сложных предложений.  Если ошибки допущены, но их причина верно установлена и они исправлены (либо если ошибок нет вообще), задание считается выполненным полностью и учащиеся ставят себе за него «+».

 

- умение самостоятельно выполнять учащимися типовые задания на новый способ действия;

- умение находить в тексте сложное предложение.

- анализ, синтез, аналогия (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (организация пошаговой проверки) (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

 

8.Включение в систему знаний и повторение.

 

Новый алгоритм включается в систему знаний при решении упражнения  50 (нужно выписать в два столбика номера простых- правый столбик и сложных- левый столбик  предложений) .

-умение выявлять простое и сложное предложение, 

- знание компонентов ПП и СП,

- осуществление проверки предложения.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- постановка вопросов (К);

 

9.Рефлексия учебной деятельности

 

За урок мы сегодня многое успели. Давайте подведём итоги нашей работы.

- Какие задачи мы ставили на уроке?  Как вы думаете, решили ли мы эти задачи? Докажите.

- Можете ли вы сказать, что пополнили свой багаж знаний?

-  Оцените свою работу на уроке при помощи шкалы самооценки.

 

 Домаможно предложить придумать и  записать два простых и два сложных предложения с выделением грамматической основы. Либо составить текст своей сказки, где используются СП (также в тексте подчеркнуть грамматическую основу в СП). 

- умение самостоятельно применять новые знания;

- умение зафиксировать неразрешённые  затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.

 

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика