Тип урока. Урок открытия новых знаний. Развитие речи.
Тема. Текст. Способы связи предложений в тексте.
Цель: ознакомление со способами связи предложений в тексте.
Задачи:
Предметные:
- повторить признаки текста, типы речи и структурные части текста, опираясь на таблицы: «Текст», «Типы речи»;
- рассмотреть способы связи на основе двух текстов;
- формировать навыки связной речи.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, и преобразовывать ее в текст.
Коммуникативные: слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему.
Личностные: развивать познавательный интерес к изучению языка; применить знания о способах связи при написании творческих работ и при составлении деловых бумаг.
Оборудование: компьютер, презентация.
Этапы урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
Содержание урока:
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, по первым буквам отгадок прочтите тему урока.
Дом на рельсах тут как тут, Что же это за девица, Всех умчит он в пять минут. Не швея, не мастерица, Ты садись и не зевай, Ничего сама не шьет, Отправляется… (трамвай). А в иголках круглый год? (ель)
Нос долог, голос тонок, Кто его убьет, тот кровь прольет. (комар) Один костер весь мир согревает. (солнце)
По асфальту едет дом, И народу много в нем А над крышей дома вожжи, Ехать он без них не может. (троллейбус)
|
Предметные результаты:
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Метапредметные результаты:
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (Л). |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
2.Формулирование темы и цели урока.
|
- Прочитайте предложения. Мальчик шел в школу. В смешанном лесу часто встречаются грибы. Холодно. - Это текст? Почему? Сформулируйте цели урока.
|
Умение аргументировать свой ответ. |
Самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели М/ Р |
||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний. |
- Опираясь на материал таблицы, составь вопросы, с помощью которых можно повторить тему «Текст».
б) Работа в парах. Вопрос-ответ. в) Составление устного рассказа на тему «Текст и его признаки». М/К г) Повторение типов речи и структурных частей текстов.
-Познакомьтесь с содержанием таблицы и подготовьте устный рассказ на тему: «Типы речи».
|
Воспроизвести в памяти признаки текста, типы речи. |
М/п(метапредметные познавательные): пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблице, и преобразовывать ее в текст.
М/к(метапредметные коммуникативные): слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему. М/к: работать в парах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли.
|
||||||||||||||||||||||
4. Решение проблемы, открытие новых знаний. |
- Прочитай текст и понаблюдай, как связаны между собой предложения. Обрати внимание, как связаны предложения? Какой вывод можешь сделать? Осеньприходила к нам светлая и тихая. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев.(И.А. Бунин «Эпитафия») - Понаблюдай, насколько тесно связаны между собой предложения по смыслу и грамматически. Что ты заметил? Что напоминает такая связь предложений? Попробуй дать ей название. б) - Прочитай текст и сравни его с предыдущим. Можно ли сказать, что предложения в обоих текстах связаны одним и тем же способом? Почему? Попробуй дать название. Какой из текстов представляет собой повествование, какой – описание? Я бросился на душистое сено, собака свернулась у моих ног. Я довольно долго не мог заснуть. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала… Я, наконец, задремал. в) Вывод. Сравнение с авторской формулировкой. Цепнаясвязь отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него. При параллельнойсвязи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу.
|
|
Анализ, сравнение, обобщение (П); Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Учет разных мнений (К). |
||||||||||||||||||||||
5. Закрепление знаний на практике.
|
Чтение текста учителем, запись под диктовку выделенных предложений; объяснение постановки знаков препинания, встретившихся орфограмм. Памятник собаке. В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого - погиб». Как же это произошло? Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и , чтобы согреть его своими дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, достал револьвер и выстрелил. История сенбернара взволновала весь мир, и люди поставили собаке по кличке Барри памятник в Париже.
|
Умения слушать и записывать под диктовку, объясняя орфограммы. |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Осуществлять самопроверку письменных текстов (Р). |
||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия.
|
- Что было самым интересным на уроке? -Что показалось трудным, над чем еще нужно поработать?
|
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (К); адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л) |
||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание.
|
На выбор. 1) Составить словарный самодиктант ( 10-12 слов), обозначить орфограммы. 2) Составить текст с цепной или параллельной связью предложений. |
|
|