Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Текст. Способы связи предложений в тексте".

Автор: Водзяновская Наталья Петровна

Тип урока.  Урок открытия новых знаний. Развитие речи.

Тема. Текст. Способы связи предложений в тексте.

Цель: ознакомление со способами связи предложений в тексте.

Задачи:

Предметные:

 - повторить признаки текста, типы речи  и структурные части текста, опираясь на таблицы: «Текст», «Типы речи»;

 - рассмотреть способы связи на основе двух текстов;

 - формировать навыки связной речи.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, и преобразовывать ее в текст.

Коммуникативные: слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему.

Личностные: развивать познавательный интерес к изучению языка; применить знания о способах связи при написании творческих работ и при составлении деловых бумаг.

Оборудование: компьютер, презентация.

Этапы урока:

 

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

 Содержание урока:

 

 

- Отгадайте загадки, запишите отгадки, по первым буквам отгадок прочтите тему урока.

 

Дом на рельсах тут как тут,                        Что же это за девица,

Всех умчит он в пять минут.                       Не швея, не мастерица,

Ты садись и не зевай,                                  Ничего сама не шьет,

Отправляется… (трамвай).                         А в иголках круглый год?

(ель)

 

Нос долог, голос тонок,                 

Кто его убьет, тот кровь прольет.              (комар)                                                     

Один костер весь мир согревает. (солнце)

 

 

По асфальту едет дом,

И народу много в нем

 А над крышей дома вожжи,

Ехать он без них не может.  (троллейбус)

 

 

 

Предметные результаты:

 

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 

Метапредметные результаты:

 

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (Л).

 

 

 

 

 

 

 

2.Формулирование  темы и цели урока.

 

 - Прочитайте предложения.

Мальчик шел в школу. В смешанном лесу часто встречаются грибы. Холодно.

 - Это текст?  Почему?  Сформулируйте цели урока.

 

Умение аргументировать свой ответ.

Самостоятельное выявление и формулирование

познавательной цели

М/ Р

3.Актуализация знаний.

 - Опираясь на материал таблицы, составь вопросы, с помощью которых можно повторить тему «Текст».

 

 

 

 

Речеведческие понятия

Содержание

Речь

Монологическая

Диалогическая

Форма речи

Устная

Письменная

Текст

Законченное высказывание на определенную тему.

Текст может существовать как в устной, так и в письменной форме.

Основные признаки

1. Тематическое единство

Тема текста – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте.

Микротема – это узкая тема, новая мысль автора, ее новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.

Абзац – самая маленькая смысловая часть письменного текста. Его можно узнать по отступам в две-три буквы в начале строки.

Заголовок связан с темой текста.

Понять текст – значит понять его тему и основную мысль.

Основная мысль текста – это ответ на вопрос, поставленный текстом.

Для понимания текста очень важны первое и последнее предложения и ключевые слова.

Ключевые (опорные) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста.

2. Части текста

Выделяют три части текста:

1) начальная (вступление, зачин);

2) основная часть;

3) концовка (заключение).

3. Стиль речи

Разговорный

Научный

Стиль художественной литературы

 

б) Работа в парах. Вопрос-ответ.

в) Составление устного рассказа на тему «Текст и его признаки». М/К

г)  Повторение типов речи и структурных частей текстов.

 

-Познакомьтесь с содержанием таблицы и подготовьте устный рассказ на тему: «Типы речи».

 

Типы речи

Структурные части текстов

1. Повествование

1. Начало события.

2. Развитие события.

3. Конец события.

Построение рассказа:

1. Вступление. Завязка.

2. Развитие действия.

Кульминация

Развязка

3. Заключение.

2. Описание.

1. Общее впечатление о предмете, его назначении.

2.Раскрытие признаков этого предмета в определенной последовательности.

3.Оценка предмета, выражение своего отношения к нему.

3. Рассуждение.

1. Тезис.

2. Аргументы.

3. Вывод.

 

 

Воспроизвести в памяти признаки текста, типы речи.

М/п(метапредметные познавательные): пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблице, и преобразовывать ее в текст.

 

М/к(метапредметные коммуникативные): слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему.

М/к: работать в парах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли.

 

4. Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Прочитай текст и понаблюдай, как связаны между собой предложения. Обрати внимание, как связаны предложения? Какой вывод можешь сделать?

Осеньприходила к нам светлая и тихая. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев.(И.А. Бунин «Эпитафия»)

- Понаблюдай, насколько тесно связаны между собой предложения по смыслу и грамматически. Что ты заметил? Что напоминает такая связь предложений? Попробуй дать ей название.

б)  - Прочитай текст и сравни его с предыдущим. Можно ли сказать, что предложения в обоих текстах связаны одним и тем же способом? Почему?   Попробуй дать название. Какой из текстов представляет собой повествование, какой – описание?

Я бросился на душистое сено, собака свернулась у моих ног. Я довольно долго не мог заснуть. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала… Я, наконец, задремал.

в) Вывод. Сравнение с авторской формулировкой.

Цепнаясвязь отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него.

При параллельнойсвязи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу.

 

 

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Учет разных мнений (К).

5. Закрепление знаний на практике.

 

Чтение текста учителем, запись под диктовку выделенных предложений; объяснение постановки знаков препинания, встретившихся орфограмм.

Памятник собаке.

         В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели.  Во время спасения сорок первого - погиб». Как же это произошло?

         Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и , чтобы согреть его своими дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, достал револьвер и выстрелил.

         История сенбернара взволновала весь мир, и люди поставили собаке по кличке Барри памятник в Париже.

 

Умения слушать и записывать под диктовку, объясняя орфограммы.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Осуществлять самопроверку письменных текстов (Р).

6. Рефлексия.

 

- Что было самым интересным на уроке?

 -Что  показалось трудным, над чем еще нужно поработать?

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (К);

адекватное  понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л)

7.Домашнее задание.

 

На выбор.

1) Составить словарный самодиктант  ( 10-12 слов), обозначить орфограммы.

2) Составить текст с цепной или параллельной связью предложений.

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 107 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика