Тип урока. Урок открытия новых знаний. Развитие речи.
Тема. Текст. Способы связи предложений в тексте.
Цель: ознакомление со способами связи предложений в тексте.
Задачи:
Предметные:
- повторить признаки текста, типы речи и структурные части текста, опираясь на таблицы: «Текст», «Типы речи»;
- рассмотреть способы связи на основе двух текстов;
- формировать навыки связной речи.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, и преобразовывать ее в текст.
Коммуникативные: слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему.
Личностные: развивать познавательный интерес к изучению языка; применить знания о способах связи при написании творческих работ и при составлении деловых бумаг.
Оборудование: компьютер, презентация.
| 
				 Этапы урока: 
 
 1. Мотивация к учебной деятельности. 
  | 
			
				 Содержание урока: 
 
 - Отгадайте загадки, запишите отгадки, по первым буквам отгадок прочтите тему урока. 
 Дом на рельсах тут как тут, Что же это за девица, Всех умчит он в пять минут. Не швея, не мастерица, Ты садись и не зевай, Ничего сама не шьет, Отправляется… (трамвай). А в иголках круглый год? (ель) 
 Нос долог, голос тонок, Кто его убьет, тот кровь прольет. (комар) Один костер весь мир согревает. (солнце) 
 
 По асфальту едет дом, И народу много в нем А над крышей дома вожжи, Ехать он без них не может. (троллейбус) 
 
 
  | 
			
				 Предметные результаты: 
 Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 
  | 
			
				 Метапредметные результаты: 
 Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (Л).  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 2.Формулирование темы и цели урока. 
  | 
			
				 - Прочитайте предложения. Мальчик шел в школу. В смешанном лесу часто встречаются грибы. Холодно. - Это текст? Почему? Сформулируйте цели урока. 
  | 
			
				 Умение аргументировать свой ответ.  | 
			
				 Самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели М/ Р  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 3.Актуализация знаний.  | 
			
				 - Опираясь на материал таблицы, составь вопросы, с помощью которых можно повторить тему «Текст». 
 
 
 
 
 
 б) Работа в парах. Вопрос-ответ. в) Составление устного рассказа на тему «Текст и его признаки». М/К г) Повторение типов речи и структурных частей текстов. 
 -Познакомьтесь с содержанием таблицы и подготовьте устный рассказ на тему: «Типы речи». 
 
 
 
  | 
			
				 Воспроизвести в памяти признаки текста, типы речи.  | 
			
				 М/п(метапредметные познавательные): пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, представленную в таблице, и преобразовывать ее в текст. 
 М/к(метапредметные коммуникативные): слушать и слышать других, выступать перед аудиторией сверстников, оценивать речевое высказывание, аргументировать свою позицию; составлять связный рассказ и выступать с презентациями на заданную тему. М/к: работать в парах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли. 
  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 4. Решение проблемы, открытие новых знаний.  | 
			
				 - Прочитай текст и понаблюдай, как связаны между собой предложения. Обрати внимание, как связаны предложения? Какой вывод можешь сделать? Осеньприходила к нам светлая и тихая. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев.(И.А. Бунин «Эпитафия») - Понаблюдай, насколько тесно связаны между собой предложения по смыслу и грамматически. Что ты заметил? Что напоминает такая связь предложений? Попробуй дать ей название. б) - Прочитай текст и сравни его с предыдущим. Можно ли сказать, что предложения в обоих текстах связаны одним и тем же способом? Почему? Попробуй дать название. Какой из текстов представляет собой повествование, какой – описание? Я бросился на душистое сено, собака свернулась у моих ног. Я довольно долго не мог заснуть. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала… Я, наконец, задремал. в) Вывод. Сравнение с авторской формулировкой. Цепнаясвязь отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него. При параллельнойсвязи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу. 
  | 
			
				 
  | 
			
				 Анализ, сравнение, обобщение (П); Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Учет разных мнений (К).  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 5. Закрепление знаний на практике. 
  | 
			
				 Чтение текста учителем, запись под диктовку выделенных предложений; объяснение постановки знаков препинания, встретившихся орфограмм. Памятник собаке. В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого - погиб». Как же это произошло? Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и , чтобы согреть его своими дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, достал револьвер и выстрелил. История сенбернара взволновала весь мир, и люди поставили собаке по кличке Барри памятник в Париже. 
  | 
			
				 Умения слушать и записывать под диктовку, объясняя орфограммы.  | 
			
				 Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Осуществлять самопроверку письменных текстов (Р).  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 6. Рефлексия. 
  | 
			
				 - Что было самым интересным на уроке? -Что показалось трудным, над чем еще нужно поработать? 
  | 
			
				 
  | 
			
				 Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (К); адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л)  | 
		||||||||||||||||||||||
| 
				 7.Домашнее задание. 
  | 
			
				 На выбор. 1) Составить словарный самодиктант ( 10-12 слов), обозначить орфограммы. 2) Составить текст с цепной или параллельной связью предложений.  | 
			
				 
  | 
			
				 
  |