Реализация новых образовательных стандартов средствами УМК
Основные Положения УМК в свете требований ФГОС
ФГОС 2009 – 2012 учебного года - смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности. ФГОС – это требования к результатам, структуре, условиям основной образовательной программы. Образовательные результаты направлены на развитие личности обучающихся на основе усвоения действий, что составляет основные результаты образования: личностные (ценностно-смысловые), метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные), предметные (получение, преобразование, применение).
Новые образовательные стандарты реализуются средствами УМК «Школа 2100».
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН, доктор педагогических наук, профессор Бунеев Рустэм Николаевич, доктор педагогических наук Бунеева Екатерина Валерьевна
Основная цель УМК по русскому языку– обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета.
Задачи:
- обучать грамотному и эффективному пользованию русским языком в устной и письменной речи;
- приобретать и систематизировать знания о языке;
- осознавать русский язык как национальное достояние.
Методологические основы построения УМК по русскому языку:
- принцип минимакса
- деятельностный характер: в структуру параграфов заложены технологии проблемного диалога и продуктивного чтения; в дидактический аппарат
учебников и пособий – разноуровневые продуктивные задания, проектные (исследовательские) задачи.
Пояснительная записка
УМК «Школа 2100» – учебник нового поколения рассчитан на новый результат: развитие умений, способов, действий, личностных качеств; дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учащимися. В структуре учебника задания продуктивного характера, направленные на получение нового продукта – своего вывода, оценки. УМК позволяет использовать активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности. Таким образом, учебник нового поколения – новая развивающая цель – диагностичность – технологичность.
Технологии, заложенные в учебники «Школа 2100» (от «ментора-наставника» к «партнеру»):
Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности): чтение и понимание текстов
Проектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием
Технология оценивания: контроль результатов
УМК «Школа 2100» обеспечивает реальность и диагностичность целей:
- функциональная грамотность: способность решать различные жизненные задачи;
- новая цель предмета: умения решать жизненные задачи на основе предметных знаний;
- продуктивные учебные задания, связанные с конкретными предметными и общеучебными умениями
Специфика предмета «русский язык» в ОС «Школа 2100»
Цель – практическая речевая деятельность на родном языке.
Объект изучения – язык.
Основной метод – наблюдение над языком.
Научный подход – на основе наблюдений научиться понимать законы языка и правила его употребления в речи.
Познавательные УУД:
приобретение и систематизация знаний о языке
1ЛР: первичные навыки работы с информацией;
2 ЛР: дальнейшее овладение родным языком;
6ЛР: знания о языке как основа речевой деятельности
Коммуникативные УУД:
Грамотное и эффективное пользование русским языком с устной и письменной речи
Коммуникативная компетенция:
3ЛР: умения различных видов устной и письменной речи;
4 ЛР: овладение орфографией и пунктуацией (грамотной письменной речью);
5ЛР: понимание и анализ текстов
Личностные результаты:
Осознание русского языка как национального достояния
Культурологическая компетенция:
7ЛР: осознание себя носителями языка как части культуры;
8 ЛР: развитие чувства языка
Примеры технологичности учебников и пособий. Поддержка проблемно-диалогической технологии:
развитие регулятивных умений урока, создающее затруднение, побуждающее к формулированию новой темы, вопроса, плана урока ;
решение проблемы: материал для наблюдения за новой закономерностью в различных языковых ситуациях, позволяющий вывести новое определение (правило);
оценка результата: формулировка правила (для проверки формулировки учеников)
Тематическое планирование по предмету
Русский язык
5 класс
204часа
1 блок: повторительный (слово в языке и речи)
2 блок: знаменательные слова
А) Слова со значением «предмет»:
- существительное
- местоимение-существительное
Б) Слова со значением «действие или состояние»:
- глагол
Развитие речи – ведущее сквозное направление курса
Тематическое планирование по предмету
Тема |
Количество часов |
УУД |
Формы работы |
Домашнее задание |
Знаменательные слова |
10 часов |
|
|
|
1. Имя существительное |
1 час |
1. Предметные: Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения). 2. Метапредметные: коммуникативные УУД (грамотное использование имен существительных при составлении уникальных рецептов «Помоги маме с обедом!») |
Работа в груп-пах
ИКТ-техно-логии |
Составле-ние уникаль-ных рецептов «Помоги маме с обедом!» (1 -2 рецепта) |
2. Употребление и неупотребление на письме мягкого знака после шипящих на конце существитель-ных |
1 час |
1. Предметные: Знать об употреблении и неупотреблении на письме мягкого знака после шипящих на конце существительных; уметь правильно употреблять ьпосле шипящих на конце существительных 2. Метапредметные: регулятивные УУД (Создание книжки «Питомцы зоопарка» с использованием существительных с шипящей на конце)
|
Работа в парах
ИКТ-техно-логии |
Составле-ние текста с использованием существи-тельных с шипящей на конце. |