Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

В чём отличие примерной программы по биологии в рамках ФГОС второго поколения?

Автор: Ефимова Наталия Владимировна

    Принципиальное отличие стандарта заключается в том, что целью является не предметный , а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний , накопленная за время обучения в школе.

   Примерная учебная программа основывается на фундаментальном ядре стандарта, базисном плане, программе формирования УУД и планируемых результатах.  На основе примерной программы создаются авторские программы по предмету (например программа СухоруковойЛ.Н, Кучменко В.С – эта программа рекомендована для образовательной системы «Перспектива», программа Пасечника В.В. для образовательной системы «Школы России»). А на основе авторских программ и наличия УМК создаются учебные рабочие программы учителя, которые в свою очередь уже осуществляют образовательный процесс в шкогле.

 Примерные и авторские программы уже изданы и печатаются. Для ознакомления можно использовать сайт standart.edu.ru, где можно найти всю нормативную базу и примерные программы по всем предметам.

Примерная программа по биологии включает четыре раздела:

  1. Пояснительная записка (требования к результатам обучения);
  2. Содержание курса (перечень разделов, минимальный перечень лабораторных работ, практических работ и экскурсий);
  3. Примерное тематическое планирование (с обязательным содержанием видов учебной деятельности школьников);
  4. Рекомендации по оснощению учебного процесса.

Содержание  курса

  1. Живые организмы 5-7 класс (структура в разных авторских программах своя: концентрическая, линейная)
  2. Человек и его здоровье 8 класс
  3. Общие биологические закономерности 9 класс

Примерное тематическое планирование имеет следующий вид:

 

Примерные темы

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

 Вернёмся к нашему главному вопросу.В чём отличие  примерной программы по биологии в рамках ФГОС второго поколения?

Самое значимое отличие – это цели и результат биологического образования.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

uглобальном,

u метапредметном,

uличностном и предметном,

uна уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

u

Глобальными целями биологического образования являются:

q  социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

q   приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

 

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

Деятельность образовательного результата должна быть направлена на достижение следующего личностного результата:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения биологии выпускниками основной школы являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • выделение существенных признаков биологических объектов
    • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
    • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

            • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

            • выявление изменчивости организмов;

           • овладение методами биологической науки

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

При получении этих результатов на биологии и на других предметах мы увидим портрет выпускника основной школы

Основная школа

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Презентация

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика