Принципиальное отличие стандарта заключается в том, что целью является не предметный , а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний , накопленная за время обучения в школе.
Примерная учебная программа основывается на фундаментальном ядре стандарта, базисном плане, программе формирования УУД и планируемых результатах. На основе примерной программы создаются авторские программы по предмету (например программа СухоруковойЛ.Н, Кучменко В.С – эта программа рекомендована для образовательной системы «Перспектива», программа Пасечника В.В. для образовательной системы «Школы России»). А на основе авторских программ и наличия УМК создаются учебные рабочие программы учителя, которые в свою очередь уже осуществляют образовательный процесс в шкогле.
Примерные и авторские программы уже изданы и печатаются. Для ознакомления можно использовать сайт standart.edu.ru, где можно найти всю нормативную базу и примерные программы по всем предметам.
Примерная программа по биологии включает четыре раздела:
Содержание курса
Примерное тематическое планирование имеет следующий вид:
Примерные темы |
Основное содержание темы |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Вернёмся к нашему главному вопросу.В чём отличие примерной программы по биологии в рамках ФГОС второго поколения?
Самое значимое отличие – это цели и результат биологического образования.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:
uглобальном,
u метапредметном,
uличностном и предметном,
uна уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
u
Глобальными целями биологического образования являются:
q социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
q приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Деятельность образовательного результата должна быть направлена на достижение следующего личностного результата:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения биологии выпускниками основной школы являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов;
• овладение методами биологической науки
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
При получении этих результатов на биологии и на других предметах мы увидим портрет выпускника основной школы
Основная школа