1.Вид УУД: познавательные УУД (общеучебные) – смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
2. Определение конкретного УУД: чтение теста, понимание смыслаи оценивание нормы исходного текста: а) понять и отразить тему, проблематику текста (о чем говорится, какие вопросы ставятся), изложить позицию автора (объяснить его замысел, раскрыть его отношение к рассказанному, сформулировать основную мысль текста); б) выявить языковые средства, позволившие автору текста передать содержание, выразить свою позицию.
3.Актуальность: существует проблема PIRLS-PISA: что делать?
Успешность ответа на вопросы теста: найти и извлечь информацию из текста (4 класс- более 75% , 6 класс – ниже 75%), интегрировать и интерпретировать сообщение текста (4 класс- более 50%, 6класс – 55%), осмыслить и оценить сообщения (4 класс – более 55%, 6 класс – 60%).
PISA2000 года, чтение - 27-29 место среди 32 стран.
ФГОС - 8 результат (метапредметный):
§ Смысловое чтение
§ Варианты понимания:
1.ученик умеет максимально, полно и точно понять содержание текста, уловить детали (И.А.Зимняя, Н.Н.Светлаков, В.М.Филатов и др.)
2.ученик умеет осуществить структурный анализ текста (тема, основная мысль, композиция, сюжет…)
3.Ученик умеет проводить художественный анализ текста (художественные средства…)
4.ученик может выделить и обосновать смыслы, заложенные в тексте автором (М.Бахтин).
5.Ученик по отношению к тексту видит собственные смыслы (М.Бахтин, А.Н.Леонтьев, В.Библер…)
Важно: ученик умеет задавать вопрос по тексту
Грамотность чтения:
Способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в жизненных ситуациях.
(Ученику необходимо совершенствует виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), обеспечивающие эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения).
4.Планируемые предметные результаты:
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
Ученики научатсяосознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У учеников 5-7 классов будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится (5 класс):
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Ученик научитсяосмысленно читать текст, понимать (предпонимание, интерпретация текста), выделять главное и второстепенное в тексте; сможет аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; сознательно планировать свое досуговое чтение.
Ученик получит возможностьпонимать смысл текста, извлекать нужную информацию; научится воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
5. Критерии и показатели сформированности УУД:
Показатели: чтение текста
Критерии оценивания:
*Верно определяет тему - 3 балла
Неверно определяет тему – 0 баллов
*Верно определяет микротемы – 3 балла
Неверно определяет микротемы – 0 баллов
*выделяет ключевые слова – 3 балла
Не выделяет ключевые слова – 0 баллов
*Понимает основную мысль прочитанного текста – 3 балла
Не понимает основную мысль прочитанного текста – 0 баллов
6.Диагностика для оценивания уровня:
| 
				 № п/п  | 
			
				 20.02. Определяет тему Выделяет микротемы Выделяет ключевые слова Понимает основную мысль прочитанного текста  | 
			
				 19.03. Определяет тему Выделяет микротемы Выделяет ключевые слова  | 
			
				 16.04 Определяет тему Выделяет микротемы Выделяет ключевые слова  | 
			
				 Итого  | 
			
				 Уровень высокий средний низкий  | 
		
| 
				 1  | 
			
				 + - +-6 баллов  | 
			
				 -+ - 3 -балла  | 
			
				 ++++ 12 баллов  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 2  | 
			
				 - - + + 6 баллов  | 
			
				 - + + - 6 баллов  | 
			
				 + _ _ _ 3 балла  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 3  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 + - -+ 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 4  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 5  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 6  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 7  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 8  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 9  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 6 баллов  | 
			
				 низкий  | 
		
| 
				 10  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - +++ 12б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 11  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - +++ 12б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 12  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - +++ 12б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 13  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - +++ 12б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 14  | 
			
				 - - + + 6 б  | 
			
				 - +++ 12б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 12 баллов  | 
			
				 высокий  | 
		
| 
				 15  | 
			
				 - - - + 3б  | 
			
				 - - - +3б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 9 баллов  | 
			
				 средний  | 
		
| 
				 16  | 
			
				 - - - + 3б  | 
			
				 - - - +3б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 9 баллов  | 
			
				 средний  | 
		
| 
				 17  | 
			
				 - - - + 3б  | 
			
				 - - - +3б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 9 баллов  | 
			
				 средний  | 
		
| 
				 18  | 
			
				 - - - + 3б  | 
			
				 - - - +3б  | 
			
				 - +++ 9б  | 
			
				 9 баллов  | 
			
				 средний  | 
		
7. Виды заданий для формирования УУД:
1.Текст. Определить тему, основную мысль, выделить ключевые слова.
2.Двойнок дневник. Цель: внимательное чтение, связывание прочитанного с личным опытом.
| 
				 № п/п  | 
			
				 Фрагмент текста  | 
			
				 Комментарии, мысли по поводу прочитанного  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
3.Конспект-таблица (вопросно-ответная форма).
4.Текст. Используя метод графической разметки текста. Формы: подчеркивание, выделение, маркировка специальными значками (+ _-?!).