Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа по биологии

Автор: Ефимова Наталия Владимировна

1.Познавательное УУД. Логическое универсальное действие. Сравнение.

2. Сравнениеэто такое универсальное учебное действие, при сформированности  которого учащиеся научатся находить общее и отличие в обьенктах и процессах.

3.Актуальность.   Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приёмами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщением. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, приём сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный приём сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать, кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т.е. добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение.

4. Планируемые результаты.    Ученик научится: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; Ученик получит возможность: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

5. Критерии и показатели сформированности УУД. Критерии. Определять объекты сравнения. Определять аспект сравнения объектов. Выполнять неполное однолинейное сравнение. Выполнять неполное комплексное сравнение. Выполнять полное однолинейное сравнение. Выполнять полное комплексное сравнение. Выполнять сравнение по аналогии. 

 Высокий уровень (3балла): при  работе с текстом может выделить аспект и объект сравнения, может сопоставить характеристики объекта и провести полное комплексное сравнение. Средний уровень(2 балла): ученик может выделить объект и аспект сравнения. Но сравнение не полное или однолинейное. Низкий уровень (1 балл): выполняет сравнение по аналогии

6. Диагностика для оценивания уровня сформированности УУД

    Для диагностики можно используем психологические тесты на развитие  мыслительных операций(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

·Психологический тест "Исключение лишнего - 2010. Форма Г"

Название теста

  Психологический тест "Исключение лишнего - 2010. Форма Г"

Предназначение

Методика предназначена для исследования способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. На результат оказывает довольно большое значение уровень общей осведомленности испытуемого. Поэтому данная методика является хорошим инструментом для оценки уровня развития вербального интеллекта испытуемого в первом приближении. 
Стимульный материал состоит из двадцати наборов слов. В каждом наборе имеется пять слов. Одно слово является "лишним", то есть не подпадает под некую категорию, общую для остальных четырёх. 
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. 
При повторном тестировании рекомендуется использовать другую форму. Всего методика ИЛ-2010 имеет четыре формы. Данная форма -- форма Г.

Оцениваемые качества  Вербальный интеллект. Умение выделять существенные признаки. Умение обобщать. Общая осведомленность

 Возрастная категория  11+

 Порядок проведения
Испытуемому предлагают бланк, на котором располагается таблица со словами, в которой имеются пустые ячейки. В первую пустую ячейку следует записать лишнее слово, во вторую -- общее (родовое) понятие для оставшихся слов. Не рекомендуется использовать вычеркивание лишнего слова, потому что иногда испытуемые меняют своё мнение, и тогда им приходится исправлять, в результате чего окончательный вариант может быть непонятным.

Инструкция  Здесь в каждой строке таблицы написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать этой группе название. А одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить. Сначала выпиши лишнее слово. А в следующей ячейке таблицы напиши название группы, которое ты придумал(а).

Задания 

Слова

Какое слово лишнее?

Каким одним понятием можно объединить остальные четыре слова?

1) МЯСОРУБКА ПРИМУС ФРИТЮРНИЦА УТЮГ ИУДАИЗМ

 

 

2) ЦАПЛЯ СИНИЦА ЦЕСАРКА ОРГАН КАНАРЕЙКА

 

 

3) РЕНО МЕТР АМПЕР КИЛОГРАММ ВАТТ

 

 

4) ВАДИМ ВЛАДИСЛАВ ВСЕВОЛОД БЕРДЯЕВ АНАТОЛИЙ

 

 

5) ЧЕРНЫЙ МИНОНОСЕЦ ШТУРМОВИК ИСТРЕБИТЕЛЬ БОМБАРДИРОВЩИК

 

 

6) АШХАБАД МЕХИКО ТЕГЕРАН ХЕЛЬСИНКИ АБРИКОС

 

 

7) ДЕТСАД ЛИЦЕЙ ВУЗ ИНСТИТУТ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

 

8) НЕПТУН МАРС ЗЕМЛЯ МЕРКУРИЙ ЦСКА

 

 

9) ШАНСОН РЕГГИ МАРШ БАЛХАШ РОК

 

 

10) ШОЛОХОВ ТОЛСТОЙ ГОГОЛЬ НЕКРАСОВ ПОЛИНА

 

 

11) МАТЕМАТИКА ПЛАТИНА ХИМИЯ ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ

 

 

12) ЛЖЕДМИТРИЙ ГАНДИ ЕЖ БИСМАРК ЧИНГИСХАН

 

 

13) СИРИЯ МОПС ЛАБРАДОР СПАНИЕЛЬ СЕТТЕР

 

 

14) АПОЛЛОН ГЕФЕСТ УГОЛ ГЕРМЕС ДЕМЕТРА

 

 

15) ИМБИРЬ АДЖИКА УКСУС СЕРФИНГ ГОРЧИЦА

 

 

16) ИЖЕВСК ВОРОНЕЖ АМАЗОНКА УЛЬЯНОВСК КРАСНОДАР

 

 

17) КРОВАТЬ ПОНЕДЕЛЬНИК ШКАФ ДИВАН КОЙКА

 

 

18) КОМЕТА СЕНТЯБРЬ ФЕВРАЛЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ

 

 

19) СТРОИТЕЛЬ ТОКАРЬ ТВОРОГ КОСМЕТОЛОГ РАДИСТ

 

 

20) КАБАЧОК СВЕКЛА СПАРЖА РЕДЬКА КИПАРИС

 

 

 Обработка результатов

Сверьте ответы испытуемого с ключом, расположенным ниже. За каждое верно угаданное лишнее слово начисляется один балл. За верное обобщение четвёрки оставшихся слов начисляется два балла. Если обобщение неточное, недостаточно отражает общее качество, начисляется лишь один балл. Если дано верное общее родовое понятие, но лишнее слово не найдено или найдено неверно, тогда начисляется только 0 баллов. 
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 60. 
КЛЮЧ

Номер

Лишнее слово

Общее понятие

1

ИУДАИЗМ

бытовая техника

2

ОРГАН

птицы

3

РЕНО

единицы измерения

4

БЕРДЯЕВ

мужские имена

5

ЧЕРНЫЙ

военная техника

6

АБРИКОС

столицы

7

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

образовательные учреждения

8

ЦСКА

планеты

9

БАЛХАШ

музыкальные жанры

10

ПОЛИНА

фамилии отечественных писателей

11

ПЛАТИНА

школьные предметы

12

ЕЖ

исторические деятели

13

СИРИЯ

породы собак

14

УГОЛ

древнегреческие боги

15

СЕРФИНГ

приправы, вкусовые добавки

16

АМАЗОНКА

города России

17

ПОНЕДЕЛЬНИК

мебель

18

КОМЕТА

месяцы

19

ТВОРОГ

профессии

20

КИПАРИС

овощи

Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов. 
  

Возраст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

11 - 13 лет

0 - 20

21 - 40

41 - 60

14 - 16 лет

0 - 26

27 - 48

49 - 60

17+ лет

0 - 32

33 - 52

53 - 60

 

7. Виды заданий. Игра «Сходство и различие».

Ученикам предлагается сравнить между собой хорошо знакомые предметы, например, молоко и вода. В игре выигрывает тот, кто назвал больше признаков для сравнения, или тот, кто назвал признак последним.

 Игра «Поиск антиподов».

Называется какой- либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному.

 Игра «Поиск предметов-звеньев»

Для игры предлагаются два предмета, например, серп и комбайн. Необходимо дать названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого предмета ко второму.

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика