Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Подходы к разработке программы формирования универсальных учебных действий (из опыта работы)

Автор: Катыгина Марина Александровна

Всякий новый век,

давая нам новое знание,

дает нам новые глаза.

Г.Гейне.

 

Время движется вперед, оно не стоит на месте. А о современной действительности можно выразиться так: «время летит». Школе, учительству надо не просто успеть за быстро меняющейся действительностью, теперь и для школы пришло время на много ходов вперед просчитывать результат. Наш результат – это личности, те, от кого и будет зависеть возможность развития или угасания.

Меняется время – меняются требования! Образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Новый стандарт – это новые требования. Особое место в реализации Стандартов отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД). 

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Каким же образом шла работа нашей инновационной площадки по формированию УУД?

В том учебном году мы знакомились с теорией, пытались вникнуть в суть УУД, провели диагностику личностных УУД в 4-х классах. Учились планировать урок формирования УУД, но сначала мы решили, что нельзя объять необъятное и на начальном этапе работать над развитием только одного УУД (по выбору учителя).

Планирование урока формирования УУД

·        Предмет, класс, УМК, раздел программы, вид урока

·        Определение темы урока

·        Определение вида УУД

·        Обозначение предметной составляющей УУД

·        Осмысление цели урока с позиции формирования УУД

·        Обдумывание способов познания и учения

·        Отбор содержания урока с позиции формирования УУД

·        Обоснование способов контроля и рефлексии

·        Обдумывание своих управленческих действий

В этом учебном году мы начали работу над рабочими программами.

Вот основные составляющие рабочих программ формирования УУД:

·        Вид УУД (одно на Ваш выбор)

·        Определение конкретного УУД

·        Актуальность

·        Планируемые результаты

·        Критерии и показатели сформированности УУД

·        Диагностики для оценивания уровня сформированности УУД

·        Виды заданий для формирования УУД

Наши учителя-предметники составили первые рабочие программы по различным УУД, в которых представлены все четыре группы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

·        Гришина А.А., учитель начальных классов, 2 класс.

     Познавательное УУД. Построение логической цепи  рассуждений.

·        Ефимова Н.В., учитель биологии, 7 класс.

     Познавательное УУД. Сравнение.

·        Змеева Е.В., учитель русского языка, 8 класс.

     Познавательное УУД. Поиск и выделение информации.

·        Золотухина С.В., учитель ОБЖ, 9 класс.

     Личностное УУД. Нравственно – этическое оценивание.

·        Катыгина М.А., учитель русского языка, 9 класс.

     Познавательное  УУД. Поиск и выделение информации.

·        Кермасова Г.В., учитель географии, 6 класс.

     Коммуникативное  УУД. Умение налаживать общение с разными  

     людьми для решения учебных задач.

·        Новоселова И.С., учитель немецкого языка. 5 класс.

     Регулятивное УУД.Прогнозирование.

Для создания таких рабочих программ в отдельных классах была проведена  диагностика уровня сформированности  конкретного УУД. Трудностей, конечно, очень много. Но мы решили не останавливаться, а продолжать работу.

Так в следующем учебном году с сентября решили взять одно универсальное учебное действие, провести его диагностику во всех классах и в течение всей первой четверти работать над формированием одного конкретного универсального учебного действия во всех классах на всех уроках. В начале второй четверти посмотреть, что же у нас получилось, снова провести диагностику, сравнить исходные данные.

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика