Всякий новый век,
давая нам новое знание,
дает нам новые глаза.
Г.Гейне.
Время движется вперед, оно не стоит на месте. А о современной действительности можно выразиться так: «время летит». Школе, учительству надо не просто успеть за быстро меняющейся действительностью, теперь и для школы пришло время на много ходов вперед просчитывать результат. Наш результат – это личности, те, от кого и будет зависеть возможность развития или угасания.
Меняется время – меняются требования! Образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Новый стандарт – это новые требования. Особое место в реализации Стандартов отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Каким же образом шла работа нашей инновационной площадки по формированию УУД?
В том учебном году мы знакомились с теорией, пытались вникнуть в суть УУД, провели диагностику личностных УУД в 4-х классах. Учились планировать урок формирования УУД, но сначала мы решили, что нельзя объять необъятное и на начальном этапе работать над развитием только одного УУД (по выбору учителя).
Планирование урока формирования УУД
· Предмет, класс, УМК, раздел программы, вид урока
· Определение темы урока
· Определение вида УУД
· Обозначение предметной составляющей УУД
· Осмысление цели урока с позиции формирования УУД
· Обдумывание способов познания и учения
· Отбор содержания урока с позиции формирования УУД
· Обоснование способов контроля и рефлексии
· Обдумывание своих управленческих действий
В этом учебном году мы начали работу над рабочими программами.
Вот основные составляющие рабочих программ формирования УУД:
· Вид УУД (одно на Ваш выбор)
· Определение конкретного УУД
· Актуальность
· Планируемые результаты
· Критерии и показатели сформированности УУД
· Диагностики для оценивания уровня сформированности УУД
· Виды заданий для формирования УУД
Наши учителя-предметники составили первые рабочие программы по различным УУД, в которых представлены все четыре группы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
· Гришина А.А., учитель начальных классов, 2 класс.
Познавательное УУД. Построение логической цепи рассуждений.
· Ефимова Н.В., учитель биологии, 7 класс.
Познавательное УУД. Сравнение.
· Змеева Е.В., учитель русского языка, 8 класс.
Познавательное УУД. Поиск и выделение информации.
· Золотухина С.В., учитель ОБЖ, 9 класс.
Личностное УУД. Нравственно – этическое оценивание.
· Катыгина М.А., учитель русского языка, 9 класс.
Познавательное УУД. Поиск и выделение информации.
· Кермасова Г.В., учитель географии, 6 класс.
Коммуникативное УУД. Умение налаживать общение с разными
людьми для решения учебных задач.
· Новоселова И.С., учитель немецкого языка. 5 класс.
Регулятивное УУД.Прогнозирование.
Для создания таких рабочих программ в отдельных классах была проведена диагностика уровня сформированности конкретного УУД. Трудностей, конечно, очень много. Но мы решили не останавливаться, а продолжать работу.
Так в следующем учебном году с сентября решили взять одно универсальное учебное действие, провести его диагностику во всех классах и в течение всей первой четверти работать над формированием одного конкретного универсального учебного действия во всех классах на всех уроках. В начале второй четверти посмотреть, что же у нас получилось, снова провести диагностику, сравнить исходные данные.
Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.