Тебе предстоит прочитать текст о роли знаков препинания в письменной речи.
Познавательные умения: как ты думаешь, о чем в нем будет рассказываться? После чтения сопоставь свои предположения с содержанием текста.
Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский рассказал в своем произведении «Золотая роза» следующую быль.
Когда Паустовский был молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». С этой газетой в то же время сотрудничал и писатель А.Е. Соболь.
Однажды А.Е.Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. В таком виде его нельзя было печатать.
Взялся помочь корректор газеты Благов. Всю ночь он трудился, а утором показал свою работу. Паустовский был изумлен. В рассказе все стало ясным, от скомканности и словесного разброда не осталось и тени, но, как оказалось, Благов не выбросил ни одного слова.
Чудо объяснялось очень просто: корректор расставил знаки препинания.
Познавательные умения: какова основная мысль текста?
Регулятивные умения:для чего нужны знаки препинания в письменной речи? Расскажи.
Прочитай текст. (П) Какова его основная мысль? Поставь вопросы к каждому абзацу. (К) Перескажи текст.
Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладывамые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают и в роли читающих, и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.
Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.
(По А.Б. Шапиро)
(Р) Сравни свой вывод с текстом определения:
Знакипрепинания помогают пишущему выразить свою мысль, а читающему понять передаваемую мысль.