Метапредметный результат: объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Конкретизированный метапредметный результат: умениеклассифицировать объекты
по двум самостоятельно определённым признакам.
Техническое задание:
1. Прочитайте текст, рассмотрите примеры моделей.
2. Рассмотрите таблицу.
3. Сформулируйте по два признака для каждой группы таблицы.
4. Выберите из примеров объекты, которые соответствуют выбранным признакам.
5. Заполните таблицу на основании информации из текста и иллюстраций.
6. Время на работу с таблицей и текстом – 30 минут.
Текст: Материальные и информационные модели
В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть создает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит работать.
Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления.
Примеры моделей:
• копии архитектурных сооружений;
• копии художественных произведений;
• наглядные пособия;
• модель атома водорода или солнечной системы;
• глобус;
• детские игрушки;
• модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил...;
• модель развития вселенной.
Классификация моделей
Итак, объектов моделирования, как мы только что убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо все это классифицировать, то есть каким-либо образом упорядочить, систематизировать.
Все модели можно разбить на два больших класса:
• материальные модели;
• информационные модели.
Материальные (предметные)воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Предметные модели позволяют представить в материальной наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного исследования (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.).
Макеты зданий и сооружений позволяют архитекторам выбрать наилучшие градостроительные решения, модели самолетов и кораблей позволяют инженерам выбрать их оптимальную форму.
Предметные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель - глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам.
Информационные модели – это описание объекта.
Информационные модели бывают образные, знаковые, смешанные.
Образные модели - представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации рисунки, фотографии.
Знаковые (символьные) модели – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка. Это словесное описание, формула, программа.
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) или формулы (например, второго закона Ньютона F = mа).
В смешанных информационных моделях – одновременно используются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (карты, графы, блок-схемы). Во всех этих моделях одновременно используются и графические элементы, и символьный язык.
Заполнить таблицу:
Материальные |
Информационные |
||||||
Образные |
Смешанные |
Знаковые |
|||||
Признак 1 |
Признак 2 |
Признак 1 |
Признак 2 |
Признак 1 |
Признак 2 |
Признак 1 |
Признак 2 |
Критерии оценивания:
критерии |
параметры |
баллы |
Количество признаков, занесенных в таблицу в соответствии с классификацией |
За каждый признак |
1 балл |
Количество объектов, занесенных в таблицу в соответствии с классификацией |
За каждый объект |
1 балл |
Использование объекта один раз |
За каждый объект, использованный 2 и более раз |
-1 балл |
Время |
<= 30 >30 |
1 балл |
Процедура оценивания:
1. Учащемуся предлагается текст и иллюстрации.
2. Из текста учащимся необходимо сформулировать два признака по которым можно классифицировать объекты (иллюстрации) в данную таблицу.
3. В качестве текста предлагается учебный текст. Объем текста – страница.
4. Группа учеников не более 25 человек. Ученики получают одинаковый текст, работают индивидуально (сидят за отдельной партой). Текст ученики читают про себя самостоятельно. На работу с таблицей, текстом и иллюстрациями отводится 30 минут.
5. Шестиклассник представляет свою таблицу учителю. Оценивание работ осуществляется на основе критериев, с которыми педагог учеников знакомит заранее. Учитель фиксирует результаты. По итогам работы учитель дает учащемуся краткую рецензию на его ответ, где указывает на его ошибки.
№ |
Критерии |
Показатели |
Баллы |
1. |
Определены признаки |
Определен 1 - й признак из каждой группы |
1 - 4 балла |
Определен 2 - й признак из каждой группы |
1 - 4 балла |
||
2. |
Объекты, занесены в таблицу в соответствии с классификацией |
За каждый объект 1 балл |
1-18 |
3 |
Использование объекта один раз |
За каждый объект, использованный 2 и более раз |
-1 балл |
4 |
Время |
<= 30 >30 |
1 балл |
Уровни сформированности умений:
№ |
Критерии |
Баллы |
Результаты |
1. |
Умение определять признаки |
7-8 баллов |
Высокий уровень |
4-6 баллов |
Средний уровень |
||
1- 3 балла |
Низкий уровень |
||
2. |
Умение классифицировать объекты по группам |
15-18 |
Высокий уровень |
9 – 14 |
Средний уровень |
||
Менее 9 |
Низкий уровень |