МАОУ СОШ №1 город Кунгур (Еловикова Н.Н., Шестакова О.Б., Платонова Е.В.)
Учебная ситуация
Метапредметный результат по ФГОС: объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Конкретизированный метапредметный результат: умениеклассифицировать объекты по двум самостоятельно определённым признакам.
Результаты контрольного мероприятия:
По критериям оценивания видно, что 4 человека показали низкий уровень в умении определять признаки объектов. В умении классифицировать объекты задание не вызвало затруднений, все справились достаточно хорошо показали высокий и средний уровень.
Вывод: основная сложность возникла в формулировании признаков групп объектов.
Основываясь на результатах апробации, мы разработали учебную ситуацию на формирование умения выделять признаки объектов в различных ситуациях.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Объект оценивания |
Результат |
1. Знакомство с понятием признак объекта. Задача: познакомить с понятием признак объекта и научить выделять общие признаки. |
Мотивирует детей на участие в образовательном мероприятии. Дает понятие признак объекта. Показывает на примерах.
|
Знакомятся с понятием признак объекта. Рассматривают готовые примеры.
|
- |
Умеют определять признаки объектов. |
2. Определение признаков по заданным иллюстрациям. Задача: научить выделять признаки объектов представленных в образной форме. |
Предложить подобранныеиллюстрации. |
Рассматривают иллюстрации. Выделяют общие признаки объектов. |
Таблица. |
Умеют определять признаки объектов представленных в образной форме. |
3. Работа с готовым текстом. Задача: научить выделять признаки объектов представленных в знаковой форме. |
Предложить подобранныетексты. |
Читают текст. Выбирают из текста общие признаки объектов. |
Таблица. |
Умеют определять признаки объектов представленных в знаковой форме. |
4. Работа по схемам и таблицам. Задача: научить выделять признаки объектов представленных в данной форме. |
Предложить подобранные схемы и таблицы. Контролирует и оказывает помощь в работе. |
Рассматривают предложенные схемы и таблицы. Выделяют общие признаки объектов. |
Таблица. |
Умеют определять признаки объектов представленных в данной форме. |
Дидактический материал к учебной ситуации по достижению метапредметного результата.
1 этап
Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. Признаки — это свойства, действия, поведение и состояния объекта. Например, собаки могут отличаться друг от друга породой, окрасом, размером; растения отличаются корневой системой, формой и размером листа, наличием цветков, плодов.
2 этап
Рассматривают иллюстрации. Выделяют общие признаки объектов.
3 этап
Прочитайте текст. Выберите из текста общие признаки объектов.
Растения делятся на несколько больших групп. К группе цветковых растений относят растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Их тела состоят из 2 частей – корня и побега. В составе побега различают стебель, листья, почки. Со временем на побеге развиваются цветки, а затем они преобразуются в плоды и семена. К голосеменным относят известные хвойные растения – ель, сосна, кедр и другие. Семена их не защищены оболочками плода, то есть как бы голые.
4 этап
1. В каждой группе найдите и зачеркните один «лишний» объект, не подходящий к остальным по некоторому признаку; для оставшихся объектов укажите общий признак.
Методы оценки эффективности учебной ситуации:
Группа учащихся делится на команды по 4-5 человек. Каждая команда выполняет задания и сдает их учителю. Учитель заполняет таблицу:
Команда |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
Итог |
|||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
1 задание |
2 задание |
|||
1 |
4 |
3 |
5 |
2 |
10 |
3 |
27 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Игровой результат– количество баллов, набранных командой.