Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Учебная ситуация "Формирование и оценка умений поискового чтения"

Автор: Крылова Наталья Васильевна

Творческая группа МАОУ СОШ № 1 г. Кунгура

Попова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы

Шмакова Лариса Викторовна, учитель истории

Пирожкова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы

Брызгалова Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы

Крылова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

 

Формирование и оценка умений поискового чтения

Пояснительная записка

При формировании метапредметных умений в области смыслового чтения на уроках организуется работа с текстом, а именно  поиск информации и понимание прочитанного, что способствуют  развитию умений находить в тексте требуемую информацию (поисковое чтение).

В качестве контрольного мероприятия, оценивающего уровень сформированности умений поискового чтения, мы предложили детям прочитать текст об Олимпийских играх, не связанный с предметным содержанием, найти необходимую информацию и  вписать сведения в таблицу.

В результате проделанной работы обнаружилось, что дети не умеют соотносить информацию текста с указанными признаками объектов и записывать найденную информацию  в кратком виде.

Поэтому мы разработали серию учебных ситуаций, направленных на отработку умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения информационной (сравнительной) таблицы. В результате применения учебных ситуаций обучающиеся смогут на основании научно-познавательных, литературных, публицистических текстов вычленить информацию, сравнить и сопоставить её, а затем  заполнить таблицу.

Данное умение является, на наш взгляд, одной из составляющей компетенции поискового чтения. 

Каждая учебная ситуация может одновременно выступать в качестве контрольного мероприятия, в ходе которого можно оценить уровень сформированности у учеников указанного выше умения.

 Для примера предлагаются учебные ситуации, решаемые на уроках истории, русского языка и литературы.

Разработанные учебные ситуации применяются на этапе изучения нового. После осмысления темы урока детям предлагается текст и формулируется техническое задание. На работу отводится 15-20 минут.В ходе самостоятельной работы дети заполняют предложенную таблицу.  В конце работы детям предлагается образец таблицы, по которому они проверяют работу методом взаимопроверки.

Учителя оценивали работы детей по разработанным критериям.

Основным критерием при оценке данного метапредметного результата является умение соотнести информацию текста в соответствии с заданными параметрами таблицы.

Также мы оценивали умение детей лаконично формулировать ответы, которые должны быть записаны словом или словосочетанием.

В результате апробации  данных учебных ситуаций были получены следующие результаты:

1) Учащиеся смогли выбрать  информацию из текста и записать её в соответствующие ячейки таблицы, но были допущены ошибки в распределении информации в соответствии с указанными параметрами: дети перепутали признаки, не смогли определить отличительные признаки.

2)Также учащиеся неправильно определили понятия, и поэтому информация в ячейках таблицы не соответствовала заданным параметрам.

3) Не все учащиеся смогли сформулировать кратко информацию и использовали как предложения, так и целые фрагменты текста.

Отмечена также положительная динамика при решении данных учебных ситуаций, т.к. учащиеся получили необходимые навыки при поисковом чтении и в основном смогли заполнить информационную таблицу.

При выполнении апробационного задания были выявлены затруднения, которые дети испытывают при смысловом чтении. Поэтому  следует организовать дальнейшую работу по формированию и развитию УУД учащихся при смысловом чтении.

Так, для того, чтобы дети смогли правильно определить отличительные признаки объектов, нужно подбирать задания, направленные на   установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Ребенок должен понимать, что  признаки, по которым предстоит сравнивать, должны быть однородными, он должен уметь выделить главные черты в изучаемых объектах и явлениях и выявить отличительные признаки объектов.

Задания к заполнению таблицы могут варьироваться: заполни пропуски, озаглавь таблицу, озаглавь колонки таблицы,  продолжи таблицу по образцу, исключи лишнее.

При формировании умения лаконично записать информацию  можно использовать задания на замену (замени предложение на словосочетание), выбор (выбери самый краткий ответ), распределение (распредели слова, словосочетания, предложения), исключение (убери все лишнее), выделение (выдели маркером ключевые слова).

В выборе учебных ситуаций важно правильно подобрать текст для работы. Он должен быть доступным, понятным, содержать информацию о двух и более объектах, явлениях, событиях.

Данную работу по формированию и развитию компетенций поискового чтения можно продолжить в рамках метапредметного курса «Учусь работать с таблицей», т.к. учебные ситуации вызвали интерес как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. В результате поискового чтения и заполнения информационной таблицы дети усваивают текст осознанно, глубоко и более эффективно.

 

Учебные ситуации

Литература. 5 класс.

Тема: «Роды и жанры литературы»

Цель: формирование умения определять отличительные признаки родов и жанров литературы.

На этапе изучения нового предлагается текст и формулируется техническое задание:

«Прочитайте текст и заполните строки таблицы, выбирая из текста необходимую информацию.  Ответ записывайте словом или словосочетанием».

Роды и жанры литературы

Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIXи XXвеков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе говоря, роды литературы: эпос, лирика и драма.

Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.

Эпическиепроизведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведений.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматическиепроизведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения – романы; лирика – стихотворения; драма – пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…

 

В ходе самостоятельной работы дети заполняют предложенную таблицу, которая является объектом оценивания. На работу отводится 20 минут.

Основные положения

Эпос

Лирика

Драма

Отличительные признаки произведений

     

Жанры

     

 

Таблица оценивается по следующим критериям, которые используются на всех предлагаемых учебных ситуациях:

Критерии

Параметры

Баллы

Соответствие информации заданным параметрам

( по горизонтали)

Информация во всех ячейках  соответствует наименованию строки, взята из текста

6 баллов

Информация 5 ячеек  соответствует наименованию строки, взята из текста

4 балла

Информация 3-4 ячеек  соответствует наименованию строки, взята из текста

2 балла

2 и менее ячейки

0 баллов

Соответствие информации заданным параметрам

( по вертикали)

Информация во всех ячейках  соответствует наименованию строки, взята из текста

6 баллов

Информация 5 ячеек  соответствует наименованию строки, взята из текста

4 балла

Информация 3-4 ячеек  соответствует наименованию строки, взята из текста

2 балла

2 и менее ячейки

0 баллов

Лаконичность выбранной информации

Информация сформулирована словом (словосочетанием)

2 балла

Информация сформулирована предложением

1 балл

Информация сформулирована  несколькими предложениями

0 баллов

 

Работа оценивается по предложенному образцу:

Основные положения

Эпос

Лирика

Драма

Отличительные признаки произведений

повествуют о событиях

передают чувства

изображают действия

Жанры

рассказы, повести, романы

стихотворения

пьесы, сценки

 Учащиеся определяют правильность своих ответов, а учитель оценивает данную работу  согласно критериям.

История. 5 класс

Тема: «Мировые религии»

Цель: формирование умения определять отличительные признаки христианства и ислама.

На этапе изучения нового предлагаются тексты и формулируется техническое задание: «Прочитайте тексты и заполните строки таблицы, выбирая из текстов необходимую информацию.  Ответ записывайте словом или словосочетанием».

Первый текст: Империя и христиане

Римляне с давних пор терпимо относились к верованиям других народов, но неохотно допускали «чужих» богов в самом Риме. Однако интерес к древним и загадочным религиозным учениям Востока усиливался. Жрецы «отеческих» богов, почитавшихся в Древнем Риме, стали терять свое влияние. В ответ на это власти приняли решение об устранении чужеземных верований среди римлян, об ограничении общин иноверцев. Среди тех, кто вызывал особое подозрение, были и христиане.

    Христианами стали называть тех людей, которые уверовали в Иисуса Христа, Сына Божьего, распятого и воскресшего. Предания христиан были записаны в книгах Нового Завета или Евангелиях( Евангелие – значит «благая весть»), являвшихся частью Библии. В Евангелиях  рассказывалось о земной жизни Иисуса, который пришел спасти мир и принес себя в жертву за грехи всех людей, приняв рабскую казнь – распятие на кресте, а затем воскрес и явился своим ученикам – апостолам.

    Рождение И. Христа стало временем отсчета новой или нашей эры.

    Христианские общины с Востока распространились в Греции и в Риме. Свое собрание члены христианской общины называли по-гречески «экклесия»; в русском переводе мы пользуемся словом «церковь», которое в широком смысле означает «собрание верующих».

    В первые века существования христианства его исповедовала лишь небольшая часть населения империи, они преследовались властями Римской империи. И лишь в 4в. по приказу императора Константина преследования христиан были прекращены, а авторитет христианской церкви был использован на благо государства.

Второй текст: Новая вера арабов

В начале 7 в. дела у арабов шли не блестяще. Арабов разделяла тогда не только пустыня, но и религиозные верования. В большинстве своем арабы были язычниками, хотя были среди них и иудеи, и христиане. Распространение этих религий свидетельствовало о готовности многих арабов отречься от прежних богов и принять веру в единого могущественного и грозного бога, но не через обращение в иудаизм или христианство. Рано или поздно должен был появиться проповедник новой религии, понятной и близкой язычникам- арабам, но признававший истинной лишь веру в единого Бога- Аллаха. Таким проповедником стал Мухаммед, уверовавший , что к нему являлся архангел Джабраил, устами которого говорил сам Бог.

    Постепенно вокруг нового пророка собралась небольшая группа сторонников, мусульман. Их  преследовали арабы-язычники, и в 622г. Мухаммед покинул г. Мекку, где он жил, и переселился в г. Ясриб. Это событие почитается мусульманами как священное. Год переселения стал для них первым годом нового летосчисления.

    С увеличением числа сторонников новой религии г. Ясриб был переименован в Медину(город пророка). Здесь устраивается первая мечеть, дом для молитв. … Из одинокой проповеди гонимого пророка родилось религиозное учение, наряду с христианством, являющееся сегодня одной из мировых религий- ислам.

    Мусульмане (покорные богу) верят в единого всемогущего Аллаха. Каждый мусульманин обязан свято соблюдать предписания Корана- священной книги.

В ходе самостоятельной работы дети заполняют предложенную таблицу, которая является объектом оценивания. На работу отводится 20 минут.

Основные положения

Христианство

Ислам

Вера во всемогущего Творца

   

Священная книга

   

Летосчисление

   

Дом для обрядов и молитв

   

Таблица оценивается по критериям, описанным выше.

Работа оценивается по предложенному образцу:

Основные положения

Христианство

Ислам

Вера во всемогущего Творца

Иисус Христос

Аллах

Священная книга

Библия

Коран

Летосчисление

От рождения И.Христа

Год переселения Мухаммеда в г.Ясриб

Дом для обрядов и молитв

«экклесия»

церковь

мечеть

Учащиеся определяют правильность своих ответов, а учитель оценивает данную работу  согласно критериям.

 

Русский язык. 5 класс

Тема: Главные члены предложения.

Цель: формирование умения определять главные члены предложения и способы их выражения.

На этапе изучения нового предлагается текст и формулируется техническое задание:

«Прочитайте текст и заполните строки таблицы, выбирая из текста необходимую информацию.  Ответ записывайте словом или словосочетанием».

Главные члены предложения

Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи и отвечают на вопросы, называются членами предложения. Слова служебных частей речи (предлоги, союзы и частицы) не отвечают на вопросы. Поэтому не являются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения- это подлежащее и сказуемое. Без них нельзя построить предложение. Они составляют его грамматическую основу.

Остальные члены предложения называются второстепенными.

Подлежащее - главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? Что? И чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа (Осень наступила. Я читаю книгу).

Сказуемое- главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнце всходит); КАКОВ ПРЕДМЕТ? (Денек сегодня хорош.); что такое предмет? Кто он такой? (Солнце- это яркая звезда. Волк- это хищный зверь.)

Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.

В некоторых предложениях нелегко обнаружить подлежащие. Найдем его, например, в предложении Клен намочил дождь.

Напомним, что подлежащие может быть существительным (местоимение), стоящие в форме именительного падежа (кто? Что?). Если же существительное (местоимение) употреблено в форме винительного падежа (кого? Что?), то оно является второстепенным членом предложения. Чтобы разобраться в этом, нужно от сказуемого задать к слову двойной вопрос.

Итак, Клен намочил дождь. Сказуемое намочил обозначает действие. А кто или что его производит? Кто или что является действующим лицом? Дождь. Это слово отвечает на вопрос именительного падежа что? Для проверки можно задать двойной вопрос этого падежа: намочил (кто? Что?) дождь. Слово клен стоит не в именительном, а в винительном падеже: намочил (кого? Что?) клен. Двойной вопрос и здесь помогает.

Значит, в таких предложениях нужно находить подлежащее по смыслу (оно обозначает действующее лицо и предмет) и по двойному вопросу кто? Что? , который мы задаем от глагола сказуемого.

 

В ходе самостоятельной работы дети заполняют предложенную таблицу. На работу отводится 15 минут.

 

Подлежащее

Сказуемое

Вопросы

 

 

Способы выражения

 

 

Примеры

 

 

 

Работа оценивается методом взаимопроверки по образцу:

 

Подлежащее

Сказуемое

Вопросы

Кто? Что?

Что делает предмет?

Каков предмет?

Что такое предмет?

Кто он такой?

Способы выражения

Существительное в И.п.

Местоимение в  И.п.

Глагол

Имя прилагательное Существительное

Примеры

Осень  наступила.

Ячитаю.

Солнцезаходит .

Деньхорош.

Солнце– это звезда.

Итак, серия учебных ситуаций направлена на отработку умения выделять в тексте информацию, необходимую для заполнения информационной (сравнительной) таблицы.

Каждая учебная ситуация может одновременно выступать как при изучении нового материала, а также в роли контрольного мероприятия, в ходе которого можно оценить уровень сформированности у учеников указанного выше умения.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика