Приёмы создания мотивации и учебной проблемы на уроках русского языка и литературы
Один из важнейших этапов современного урока – создание мотивационного поля. На этом этапе необходимо применять такие приемы, которые способствуют активизации учебной деятельности, вызывают интерес, желание выполнить учебную задачу. Мотивационный этап должен подготовить учащихся к восприятию учебной проблемы. Этап мотивации тесно связан с этапом актуализации, на котором учащиеся формулируют учебные цели. Существуют различные приемы мотивации: загадки, цитаты, продуктивные задания и др.
Тема урока: Согласование как тип подчинительной связи (8 класс).
На этапе мотивацииучащимся предлагается закончить загадку:
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я? (прилагательное)
Далее учащиеся вспоминают, что им известно о прилагательном:
· Что вы знаете о грамматическом значении имени прилагательного?
· Какова синтаксическая роль прилагательного в словосочетании и предложении?
· В каких типах словосочетаний может употребляться прилагательное?
После этапа актуализации учащиеся готовы сформулировать тему урока:
· О каком типе словосочетаний пойдет речь на уроке?
Формулируются цели урока:
· Чему мы должны научиться на уроке?
Далее учащиеся выполняют учебное задание:
· Укажите схемы словосочетаний по типу согласования:
1. прил. + сущ,
2. прил. + сущ,
3. прил. + наречие,
4. гл. + наречие
При выполнении данного задания учащиеся должны были отметить различную функцию имени прилагательного в словосочетании:
· Почему словосочетания с прилагательными под цифрами 2, 3 не относятся к согласованию? (Прилагательные выступают в роли главного слова.)
Ученики пытаются определить затруднение:
· Какое затруднение может возникнуть при определении словосочетаний по типу согласования? (Умение определять морфологические и грамматические признаки главного и зависимого слова в словосочетании.)
Затем формулируют учебную проблему:
· Определите, в чем мы должны разобраться? (Какими частями речи могут быть выражены главное и зависимое слово при согласовании, какова грамматическая связь главного и зависимого слова при согласовании.)
Тема урока: Восклицательные предложения (8 класс).
На этапе мотивацииученикам предлагается рассмотреть слайд, на котором изображены смайлики. В ходе беседы ученики формулируют тему урока.
· Что изображено на слайде?
· Для чего употребляются смайлики? (Для выражения эмоций.)
· Какие синтаксические средства употребляются для выражения эмоций? (Восклицательные предложения.)
· Сформулируйте тему урока. (Восклицательные предложения.)
· Какие признаки восклицательного предложения вы можете назвать? (Восклицательный знак.)
Далее предлагается учебное задание:
· А сможете ли вы найти восклицательные предложения в тексте, в котором «потерялись» восклицательные знаки? Найдите восклицательные предложения и расставьте знаки.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
(Ф. И. Тютчев)
В тексте ученики должны найти три восклицательных предложения. В диалоге с учениками выясняем затруднение, возникшее при выполнении работы, задачи урока и учебную проблему.
· Какое затруднение возникло у вас при нахождении восклицательных предложений?
· Какие языковые средства помогают определить восклицательные предложения? (Восклицательные частицы, побудительные предложения.)
· Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять восклицательные предложения по языковым средствам, характерным для данных предложений, правильно оформлять восклицательные предложения)
·
Тема урока: Речевая характеристика героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (8 класс)
На этапе мотивациипредлагается подумать, о чем идет речь: простая, страстная, грубая, возвышенная, пафосная, выразительная, певучая, неграмотная. (Речь.)
На этапе актуализации вспоминаем отрицательных и положительных героев комедии.
· Кто из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» отличается грубой речью? (Простакова, Скотинин)
· Кому из героев комедии принадлежит возвышенная речь? (Стародум, Правдин?)
· Можем ли по характеру речи определить положительных и отрицательных героев комедии? Почему? (Отрицательные герои, представляющие собой необразованных людей, используют грубую речь. Положительные герои – представители добродетели – говорят правильно, учтиво, вежливо).
· Сформулируйте тему и цели урока. (Тема урока – «Речь героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Цель урока – определить, как речь героев характеризует их.)
Далее предлагается пробное задание:
· Прочитайте по ролям следующие сцены: действие 3, явление 1 (Стародум и Правдин) и действие 3, явление 3 (Те же, г-жа Простакова, Скотинин, Милон).
· Какая из сцен кажется вам более динамичной и экспрессивной? Почему? (3 явление представляется более живым, выразительным)
· Какое противоречие вы заметили? Почему речь положительных героев схематична, а речь отрицательных героев более яркая и выразительная?
· Какой вопрос возникает у вас? (Какие черты характера подчеркиваются с помощью речи положительных и отрицательных героев, как это способствует раскрытию авторского замысла произведения?)
Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников» (8 класс)
На этапе мотивации предлагается прослушать песню на стихи Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…» и определить тему стихотворения. В стихотворении говорится о проблеме нравственного выбора и ответственности человека за свой поступок. Это стихотворение помогает определить и тему урока по повести В. Быкова «Сотников».
На этапе актуализации учащимся предлагается сравнить героев повести в начале и финале произведения. Учащиеся работают с таблицами, в которых приведены ключевые слов из текста, характеризующие героев. При сравнении формулируется проблемный вопрос: почему физически слабый Сотников достойно ведет себя и не боится смерти, а сильный и выносливый Рыбак совершает предательство? Далее выполняется работа по анализу эпизодов.
Таким образом, выбор способов мотивации и целеполагания зависит от предметного материала, темы урока и возможностей учащихся.