Министерство образования Пермского края, ГБУ «Институт развития образования Пермского края», 10 декабря 2013 года проводят региональную научно-практическую конференцию "Подготовка к введению ФГОС в основной школе".
10 декабря 2013 года в лицее № 8 г. Перми прошла краевая научно-практическая конференция апробационных площадок ФГОС ООО «Подготовка к введению ФГОС в основной школе».
Конференция была организована ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» по заданию регионального Министерства образования и науки.
В конференции приняли участие около 350 работников образовательной сферы региона: педагогов, руководителей образовательных учреждений, специалистов управлений образованием и методических служб муниципалитетов.
На конференции обсуждались следующие вопросы:
На 9 секциях конференции был представлен опыт апробационных площадок и муниципалитетов Пермского края по разработке и реализации отдельных инновационных образовательных и управленческих практики, адекватных ФГОС ООО.
Результаты работы конференции нашли отражение в Решении конференции.
Ниже представлены материалы пленарного заседания и работы секций. Все материалы доступны для скачивания.
РАБОТА СЕКЦИЙ
На 9 секциях конференции был представлен опыт апробационных площадок и муниципалитетов Пермского края по разработке и реализации отдельных инновационных образовательных и управленческих практики, адекватных ФГОС ООО.
1. «Апробация механизмов и технологий усиления воспитательной компоненты в условиях реализации ФГОС ООО»
Руководитель: Элеонора Степановна Копысова, в.н.с отдела экспертизы образовательных программ ИРО ПК, к.п.н.
В секции приняли участие 36 человек, представители образовательных учреждений гг.Перми, Александровска, Краснокамска, Нытвы, Чусового; районов – Бардымского, Большесосновского, Карагайского, Кунгурского, Пермского, Сивинского, Частинского. Было представлено 9 выступлений.
В начале работы секции была использована новая форма организации - эксперт – сессия, в ходе которой была дана оценка содержанию пленарного заседания конференции, выявлены наиболее значимые позиции учёных, руководителей ВТК – АП и крупных региональных проектов.
В рамках работы секции обсуждались наиболее актуальные вопросы - интеграция учебной и внеурочной деятельности, воспитательное пространство ОУ-АП на этапе апробационной деятельности, система оценивания результатов, сетевое взаимодействие, инновационные технологии, социальные практики.
Участниками секции было высказано предложение – сетевое взаимодействие между апробационными площадками – организация общения воспитанников посредством летнего сетевого лагеря.
Работа на секции была оценена как плодотворная, наполненная анализом практического опыта деятельности АП, который можно использовать.
Список выступающих
2. «Особенности преподавания учебных предметов и оценивания образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО»
Руководитель: Александр Алексеевич Акулов, нач. отдела ФГОС ИРО ПК, к.б.н.
На заседании секции присутствовало 26 учителей – представителей апробационных площадок 10 районов Пермского края (Кунгурский, Чернушенский, Пермский, Суксунский, Кудымкарский, Нытвенский, Красновишерский, Добрянский, Чусовской, Чердынский), городов Пермь, Краснокамск, Кунгур, Лысьва, Нытва. Заслушаны доклады 12 учителей – участников проекта. Представленные материалы апробированы в учебном процессе, результаты их применения соответствуют требованиям ФГОС.
3. «Формирование и оценка сформированностипознавательных УУД»
Руководитель: Владимир Николаевич. Павелкин, в.н.с. отдела ФГОС ИРО ПК, к.м.н.
На секции присутствовало 20 человек. 13 из них выступили с докладами, среди них 9 человек – участников проекта «Сопровождение апробации формирования и оценки сформированности познавательных УУД» (Рук. В.Н.Павелкин). Содержание докладов в основном касалось условий формирования познавательных УУД. В большей части таких докладов говорилось об условиях формирования УУД «формулирование проблемы», главным условием является проблемная ситуация на уроке. В этих докладах приводились проблемные задания по разным предметам основной школы. В некоторых докладах представлен опыт формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности посредством краткосрочных курсов. В докладе зам. директора лицея № 1 г. Кунгура Лепихиной И.Н. говорилось о проблемах, связанных с сопротивлением учителей введению ФГОС, и о методах решения этой проблемы администрацией лицея.
Список выступающих
4. «Результаты проектирования и апробации образовательных практик, направленных на развитие личности обучающихся и педагогов в условиях введения ФГОС основного общего образования»
Руководители: Альфия Фаритовна Фаязова, нач. отдела экспертизы программ ИРО ПК, к.п.н.,
Голева Т. Г., вед научный сотрудник ИРО ПК
На секции присутствовало 56 человек. Подготовлено 18 выступлений.
Содержание выступлений включали:
• различные механизмы реализации основной образовательной программы – программа этнокультурного содержания образования, программы внеурочной деятельности, инновационные проекты, исследовательские проекты;
• различные этапы, аспекты проектирования основной образовательной программы ООО – смыслообразования и моделирования, процесса, условий и результатов;
• способы предъявления нового содержания – дни погружения; компетентностные задания; индивидуальные образовательные маршруты, инновационные образовательные практики; учебное проектирование и т.д.
Список выступающих
Презентации
5. «Оценка сформированности у обучающихся готовности и умений следовать ЗОЖ»
Руководитель: Наталья Владимировна Лядова, в.н.с. отдела ФГОС ИРО ПК, к.б.н.
На секции присутствовало 9 человек из 7 муниципальных районов. В выступлениях были представлены итоги работы в качестве апробационной площадки по направлению «Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
В качестве итогов были представлены продукты в виде типовых заданий по формированию как УУД, так и предметных компетенций в сфере ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) с критериальной системой оценивания выполнения этих заданий (МБОУ «Рождественская СОШ» Карагайского района, МАОУ «СОШ 3» г. Краснокамска, МАОУ «Гимназия» г. Чернушки), а также система оценивания эффективности реализации программы по формированию ЗОЖ (МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района). Выступления активно обсуждались участниками секции.
В докладе руководителя секции Н.В. Лядовой были изложены итоги 2013 года, оцененные как значимые, но еще не апробированные, и перспективы работы в 2014 году по реализации апробационными площадками программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Наиболее актуальными в следующем году участниками секции были названы дальнейшая разработка критериальных систем оценивания достижений ожидаемых результатов сформированности у обучающихся готовности и умений следовать здоровому образу жизни и апробация этих систем в образовательной практике. Участниками было высказаны пожелания сохранения и развития сотрудничества с ИРО ПК по данному направлению.
Список выступающих
Презентации
6. «Оценка метапредметных образовательных результатов в основной школе»
Руководитель: Маргарита Петровна Афанасьева, нач. центра оценки качества образования ИРО ПК
Список выступающих
Презентации
7. «Инновационные образовательные практики формирования метапредметных умений у учащихся основной школы»
Руководитель: Татьяна Викторовна Коротаева, с.н.с. отдела профессионального развития педагогов ИРО ПК
В работе секции приняли участие 65 педагогов Пермского края. Выступили с обобщением опыта работы 10 человек из 10 территорий Пермского края (г. Березники, г. Пермь, Александровский, Бардымский, Березовский, Добрянский, Краснокамский, Оханский, Пермский, Чердынский районы).
Участники секции отметили актуальность и практическую значимость представленного опыта. За два года работы в режиме апробации произошла идентификация и осознание педагогами специфики метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО; обеспечено понимание механизмов формирования конкретных метапредметных образовательных результатов, состоялась апробация этих механизмов, таких как краткосрочные курсы, проектные мастерские, творческие лаборатории, образовательные события и других. Определено место формирования метапредметных результатов в вариативной части учебного плана и в плане внеурочной деятельности. Появились новые образовательные практики.
Список выступающих
Презентации
8. «Формирование гражданских качеств учащихся с помощью воздействия образовательной среды в ориентирах ФГОС»
Руководитель: Андрей Борисович Суслов, зав. каф.новой и новейшей истории России ПГГПУ, директор Центра гражданского образования и прав человека, д.и.н, профессор
В работе секции приняли участие 25 человек, все они говорили, что проблематика секции является очень актуальной, но что делать в направлении формирования личностных результатов и создания их диагностики педагоги мало представляют.
Выступления от площадки школы №94 было больше связано с метапредметными результатами, связанными с умением выражать свою позицию в публичном выступлении. Выступление ориентированное на достижение личностных результатов сформированности основ толерантного поведения по отношению к людям другой национальности, вызвало много вопросов со стороны педагогов.
Важным представляется обсуждение того, с какими трудностями столкнулась апробационная площадка в школьном сообществе, после того как во время диагностики было выяснена низкая ориентированность родителей на формирование гражданских ценностей. Оказалось, что мотивация родителей больше направлена на интеллектуальное развитие школьников и успешную сдачу ими экзаменов. Родители, в большинстве своем даже успешные, считают, что достижение личностных результатов в школе - не главное. Их можно достигнуть в семье. И если их даже не будет, они это примут как должное. Стать успешным можно только развитым интеллектуально, личностные результаты пока в школьном сообществе и учителями и родителями воспринимаются как вторичные.
Оторванность школы от реальной личности становится все больше и больше. Виртуальная реальность только усиливает эти процессы. Все это было отмечено в ходе обсуждений, которые прошли после основных выступлений.
Мнение участников сессии было однозначно в том, что необходимо
• искать новые формы диагностики личностных результатов,
• вести просветительскую работу с учениками и родителями,
• изменять критерии оценивания качества образования,
• ориентироваться на развитие «скрытого содержания» уклада школьной жизни.
Список выступающих
Презентации
9. «Управление введением ФГОС ООО на муниципальном уровне»
Руководители: Виктор РаульевичИмакаев, зав. каф.образовательных технологий высшей школы ПГНИУ, д. ф.н., Ольга Сергеевна Таизова, с.н.с. сектора стратегического планирования ИРО ПК.
В работе секции приняли участие представители управлений образованием и методических служб муниципалитетов Пермского края.
Участниками работы секции было отмечено, что разработка и реализации образовательными учреждениями проектов и программ апробации тех или иных компонентов образовательного процесса, адекватного ФГОС – есть наиболее эффективное средство подготовки к введению стандарта. В выступлениях были обозначены 2 возможных подхода по организации методического сопровождения инновационной деятельности школьных административно-педагогических команд: «проектный офис» и сетевой муниципальный проект, инициаторами которого является управление образованием (или метод. служба), а участниками – образовательные учреждения.
Список выступающих
Презентации