3 декабря 2014 года завершилась IIIрегиональная конференция апробационных площадок ФГОС ООО. В рамках конференции проведено 8 мероприятий, в которых приняло участие более 350 педагогов и руководителей образовательных организаций Пермского края.
1 декабря 2014 года в лицее № 8 г. Перми состоялось итоговое мероприятие IIIрегиональной конференции апробационных площадок ФГОС ООО «Роль, содержание, механизмы инновационной деятельности в ситуации подготовки и внедрения стандарта». Ниже представлен отчёт по данному мероприятию.
1. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
2. Мастер-классы школ – победителей конкурса исследовательских проектов
3. Круглые столы
Обсуждены следующие вопросы:
4. МЕРОПРИЯТИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
На 7 мероприятиях конференции был обобщен опыт деятельности апробационных площадок по отдельным направлениям введения ФГОС ООО.
1. Семинар «Формирование и оценивание предметных результатов по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС основного общего образования»
Руководители: Тиунова Татьяна Валерьевна, зам. директора МАОУ СОШ № 40 г. Перми, Аверина Светлана Сергеевна, с.н.с. отдела ПРП ИРО ПК.
В секции приняли участие 47 человек, представители образовательных учреждений 15 городов и районов Пермского края. Было представлено 14 выступлений.
Работа на секции была оценена как плодотворная, особенно отмечена возможность практического использования представленных продуктов апробационной деятельности.
2. Итоговый семинар «Практики проектирования средств формирования и развития познавательных УУД, их текущей оценки на уроках системно-деятельностной направленности»
Руководитель: Александр Алексеевич Акулов, нач. отдела ФГОС ИРО ПК, к.б.н.
В работе секции участвовало 36 представителей апробационных площадок 9 районов Пермского края (Кунгурский, Красновишерский, Ильинский, Горнозаводский, Пермский, Чусовской, Частинский, Нытвенский, Добрянский, г.Березники). Обсуждались вопросы, связанные с проектированием уроков системно – деятельностной направленности, дидактическими средствами формирования и развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, их текущей оценки. Относительно перспектив апробационой деятельности и сопровождения ФГОС высказано общее мнение о необходимости продолжения работы по тематике проекта.
3. Презентационное итоговое мероприятие участников проекта научно-методического сопровождения апробационных площадок ФГОС ООО по направлению «Воспитание и социализация» «Инновационные образовательные практики ОУ. Итоги апробации механизмов и технологий, ориентированных на требования ФГОС ООО»
Руководитель: Копысова Элеонора Степановна, и.о.нач. ОЭП ГПУ ДПО «ИРО ПК», к.ист.н., доцент.
Конференция прошла 27 ноября 2014 г. в МАОУ Гимназия № 6 г. Перми. На конференции с докладами выступили руководители проектов по сопровождению введения ФГОС ООО, ученые-педагоги Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; презентации опыта работы и мастер-классы представили апробационные площадки Пермского края – участники ВТК «Воспитание и социализация» и «Реализация этнокультурного компонента в условиях введения ФГОС ООО».
Завершением конференции стала дискуссионная площадка «Эффекты и результаты апробационной деятельности ОУ. Перспективы развития инновационных образовательных практик». В обсуждении приняли участие 18 человек, в т.ч. 7- специалисты органов управления ряда районов и руководители ОУ, не являющихся участниками ВТК.
4. Круглый стол "Этнокультурное и поликультурное содержание образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО".
Руководитель: Голева Татьяна Владимировна, в.н.с. отдела ЭОП ИРО ПК, к.н.
Круглый стол «прошел 27 ноября 2014 года на базе МАОУ Гимназия № 6 г. Перми. На мероприятии присутствовали как участники апробационной деятельности, работающие по данному проекту сопровождения ФГОС ООО, так и работники образования, интересующиеся названной темой. Основная цель мероприятия заключалась в представлении позитивного опыта работы апробационных площадок. На круглом столе были проведены мастер-классы и заслушаны сообщения, раскрывающие механизмы реализации новых образовательных практик с этнокультурным содержанием образования (краткосрочные курсы, творческие лаборатории, образовательные проекты), а также возможные способы оценивания результатов (саморефлексия, колесо баланса, графический тест). Участники круглого стола отметили успешный обмен опытом и по итогам выступлений и обсуждений определили для себя проблемные области в реализации ФГОС и новые задачи в образовательной и воспитательной деятельности.
5. Семинар «Формирование и оценка сформированности познавательных УУД в рамках технологий системно-деятельностного подхода к обучению»
Руководитель: Павелкин Владимир Николаевич, с.н.с. отдела ФГОС, к. ф.-м.н.
На секции присутствовало 40 человек из 15 муниципальных районов. Руководитель секции Павелкин В.Н. в своем выступлении осветил актуальность апробационной работы по проекту, подвел итоги двухлетней работы. Павелкин В.Н. отметил, что сформулированная изначально цель проекта выполнена, в каждой апробационной площадке, работавшей по проекту появились активные участники, которые приобрели компетенцию проектировать уроки с проблемной ситуацией и проводить их. Выработан проект системы оценивания сформированности УУД «формулирование проблемы» и «формулирование познавательной цели». В докладах участников конференции рассмотрены приемы создания проблемных ситуаций на уроках по разным предметам, описаны достижения своих образовательных учреждений в результате работы по проекту.
6. Итоговое мероприятие «Оценка состояния здоровьесберегающей среды, сформированности у обучающихся готовности и умений следовать здоровому образу жизни. Итоги работы апробационных площадок»
Руководитель: Лядова Наталья Владимировна, с.н.с. отдела ФГОС ИРО ПК, к.п.н.
На секции присутствовало 20 человек из 10 муниципальных районов. Было заслушано 9 докладов. В выступлениях были представлены итоги работы в качестве апробационной площадки по направлению «Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО» 3-х общеобразовательных организаций.
В качестве итогов были представлены продукты в виде апробированных типовых заданий по формированию как УУД, так и предметных компетенций в сфере ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) с критериальной системой оценивания выполнения этих заданий и анализом результатов а также система оценивания эффективности реализации программы по формированию ЗОЖ. Выступления активно обсуждались участниками секции.
Наиболее актуальными в следующем году участниками секции были названы дальнейшая разработка критериальных систем оценивания достижений ожидаемых результатов сформированности у обучающихся готовности и умений следовать здоровому образу жизни и апробация этих систем в образовательной практике. Участниками было высказаны пожелания сохранения и развития сотрудничества с ИРО ПК по данному направлению.
7. Семинар «Предметные образовательные результаты в контексте требований ФГОС ООО как объект педагогического проектирования»
Руководитель: Завадская Елена Николаевна, с.н.с. отдела РОС ИРО ПК
В работе секции приняли участие 27 человек, от 25 образовательных организаций г. Перми и Пермского края, из 14 муниципальных объединений.
Мероприятие проводилось в формате семинара, что позволило сохранить высокую активность участников на всех его этапах. Предметом обсуждения стали итоги апробации педагогами (участниками краевой проблемной группы) модулей учебной программы по освоению школьниками предметных образовательных результатов по истории (на примере истории Древнего мира в 5 классе) в контексте требований нового стандарта основного общего образования. Актуальность и ценность представленных материалов состоит в их практико-ориентированной направленности. Кроме сообщений, содержащих информативную часть, педагогам было предложено стать участниками трёх мастер-классов.
Мероприятие прошло в строгом соответствии с запланированной программой и получило высокую оценку со стороны всех участников.
В следующем учебном году (2015/2016) планируется продолжить работу по обозначенной проблеме.